• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Деятельность » Заключение Общественной палаты Кировской области по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности обществе

Заключение Общественной палаты Кировской области по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности обществе

12.02.2019

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ул. Дерендяева, 23, каб.222, г.Киров (обл.), 610000, т/ф: (8332) 64-54-30

e-mail: opko43@opko43.ru, www.opko43.ru

 

Заключение

Общественной палаты Кировской области

по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами»

 

Общественной палатой Кировской области, в соответствии с Законом области от 10.04.2017 № 60-ЗО «Об Общественной палате Кировской области» и Положением «О порядке проведения общественной экспертизы Общественной палаты Кировской области», проведена общественная экспертиза проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – законопроект).

Регулирование деятельности общественных объединений, представленное в данном законопроекте, уже осуществляется нормативными правовыми актами. В текущей общественно-политической ситуации дополнительное ужесточение нормативного правового регулирования может быть воспринято обществом негативно, как контроль за деятельностью институтов гражданского общества, хотя статья 30 Конституции РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Законопроектом предлагается полномочием по принятию решений за невыполнение предупреждений об устранении нарушений и полномочием по обращению в суд с иском об их запрете наделить только прокуратуру РФ, в то время как в отношении зарегистрированных объединений такие полномочия есть также у Минюста РФ.

В постановлении пленума № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» Верховный суд РФ разъясняет порядок и процедуру ликвидации религиозных объединений, отмечает, что органы исполнительной власти не вправе подавать административный иск о запрете религиозной группы, если ее руководитель не подал уведомление о начале ее деятельности. Особо подчеркивается, что неуведомление о начале деятельности религиозной группы само по себе не может являться основанием для запрета. Таким образом, представляется, что меры, предусмотренные законопроектом, являются излишне ограничительными.

Можно предусмотреть норму, согласно которой общественная организация в случае проведения публичного мероприятия обязана будет заблаговременно подать соответствующие сведения в Министерство юстиции, чтобы подтвердить факт своего реального существования. Но не обязывать все общественные организации осуществлять подобную уведомительную процедуру ежегодно.

Согласно положениям законопроекта общественные объединения, не являющиеся юридическими лицами, будут считаться созданными «с момента принятия учредителями решений о создании, утверждении устава и формировании органов» такого объединения. При этом руководитель некоммерческой организации должен будет разместить в интернете уведомление об этом в течение месяца, указав дату принятия решения о создании организации, полное ее наименование, ФИО — свое и членов органов управления, а также сведения о «территории, в пределах которой осуществляется деятельность», и «о структурных подразделениях — для общероссийского, международного или межрегионального общественного объединения». Только после этого общественное объединение получит предусмотренные законом права «для осуществления уставных целей». Эта норма прямо противоречит ст. 18 («Создание общественных объединений») Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». Она предусматривает, что общественное объединение «приобретает права» «с момента принятия» на съезде, конференции или общем собрании решения о создании объединения, утверждении его устава и формирования органов. При этом внесение поправок в данную статью законопроектом не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, Общественная палата Кировской области не поддерживает данный законопроект.

 

 

 

Председатель

Общественной палаты

Кировской области                                                                        А.А. Галицких

 

 

 

 

 

 

 


Вернуться в список

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна