• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Деятельность » Заключение Общественной палаты Кировской области по результатам общественной экспертизы проекта закона области «Об основных направлениях социальной антиалкогольной политики Кировской области»

Заключение Общественной палаты Кировской области по результатам общественной экспертизы проекта закона области «Об основных направлениях социальной антиалкогольной политики Кировской области»

27.10.2010 16:06:00

УТВЕРЖДЕНО

Решением совета

Общественной палаты

Кировской области

от 27.10.2010 № 13С-3

 

 

Заключение

Общественной палаты Кировской области

по результатам общественной экспертизы проекта закона области

«Об основных направлениях социальной антиалкогольной политики Кировской области»

 

Общественной палатой Кировской области проведена общественная экспертиза проекта закона области «Об основных направлениях социальной антиалкогольной политики Кировской области», направленным для проведения экспертизы Губернатором области Н.Ю.Белых (далее – законопроект).

Общественная экспертиза проведена в соответствии с Законом области                от 04.06.2009 № 375-ЗО «Об Общественной палате Кировской области» и  Положением «О порядке проведения общественной экспертизы Общественной палаты Кировской области», утвержденным на заседании Совета Общественной палаты Кировской области 25 декабря 2009 года.

Законопроект носит в основном рамочный и декларативный характер, однако учитывая, что в области отсутствует нормативный акт, связывающий воедино и задающий общее направление действий в сфере противодействия алкоголизации населения, Общественная палата пришла к выводу, что принятие закона целесообразно.

Ввиду рамочного характера законопроекта в дальнейшем представляется целесообразным принятие дополнительного правового акта, регулирующего порядок вступления в силу, сроки, порядок и иные конкретные аспекты непосредственной реализации закона.

Субъектами социально-экономических отношений, получающими максимальную выгоду от принятия нормативного акта являются как граждане, страдающие алкоголизмом, лица злоупотребляющие алкогольной продукцией,  дети из неблагополучных семей, так и, косвенно, все жители Кировской области, в связи с улучшением общей социально-экономической обстановки от уменьшения количества лиц, злоупотребляющих алкогольной продукцией и страдающих алкоголизмом.

Ресурсный потенциал, необходимый для реализации нормативного акта (меры финансового, информационного и организационного обеспечения) предусмотрен. В соответствии с проектом закона финансирование мероприятий, проводимых органами исполнительной власти и местного самоуправления области в сфере профилактики пьянства и алкоголизма, будет осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов в пределах утвержденных бюджетных расходов на соответствующий финансовый год.

Компенсационные меры, уменьшающие негативные последствия принятия нормативного акта для граждан (групп населения) не предусмотрены.

Общественная палата Кировской области считает необходимым согласиться с необходимостью системного, планомерного проведения мероприятий направленных на противодействие алкоголизации населения, в связи с чем считает, что принятие закона не вызовет негативных последствий для населения Кировской области.

Вместе с тем, исходя из понимания необходимости детальной проработки положений законопроекта, Общественная палата считает необходимым дополнительно проработать некоторые нормы проекта и обращает внимание авторов законопроекта на следующие моменты:

1. В преамбуле законопроекта слово «злоупотребления» целесообразно заменить словом «употребления», учитывая, что закон предусматривает профилактические мероприятия с несовершеннолетними, разъяснять которым необходимо негативные последствия употребления алкоголя вообще, а не только  злоупотребления.

2. Статью 2 проекта предлагается дополнить следующим термином:

- девиантное поведение – антиобщественное поведение.

3. В части 1 статьи 4 проекта предлагается слово «злоупотребления» заменить словом «употребления», так как статья посвящена профилактике пьянства и алкоголизма, а злоупотребление – это уже пьянство.

4. Часть 3 статьи 4 предлагаем перефразировать следующим образом: «Выявление лиц на ранней стадии алкоголизма».

5. В статье 5 проекта слова «и в необходимых случаях, государственной поддержки личности» исключить. Принципы перечисленные в данной статье, по своему содержанию не могут носить периодический характер, а государственная поддержка личности предполагается в Российской Федерации исходя из норм Конституции.

6. В части 1 статьи 7 проекта в словосочетании «…а также лиц, их употребляющих,…»  местоимение «их» необходимо заменить местоимением «её». «…а также лиц, её (продукцию) употребляющих,…».

7.                 В пункте 2 части 1 статьи 8 проекта предлагаем словосочетание «в том числе наркологического» исключить. Термин «наркологическое здоровье» достаточно специфичен, использование его в тексте нормативного акта может вызвать непонимание нормы населением, тогда как законы должны излагаться языком простым, понятным для любого члена общества. Тем более в рамках данной статьи речь идет об охране здоровья в целом и выделение «части» здоровья – наркологического нецелесообразно.

8. В пункте 3 части 1 статьи 8 проекта слова «общественных объединений» предлагаем заменить словами «некоммерческих организаций» для более широкого охвата гражданского общества мероприятиями по профилактике пьянства и алкоголизма.

9. В пунктах 1 и 2 части 2 статьи 8 проекта слово «граждане» предлагаем заменить словом «лица».

10. В пункте 3 части 2 статьи 8 проекта слова «находящиеся под наблюдением в наркологических учреждениях и органах внутренних дел» предлагаем исключить, как умаляющие права больных алкоголизмом, не находящихся под наблюдением в указанных учреждениях.

11. В части 4 статьи 10 проекта слова «общественных объединений» предлагаем заменить словами «некоммерческих организаций» для более широкого охвата гражданского общества мероприятиями по профилактике пьянства и алкоголизма.

12. В проекте закона неоправданно мало уделяется внимания духовному воспитанию населения, в связи с чем предлагаем включить в статью 12 проекта закона норму о внедрении в образовательных и иных учреждениях системы духовно-нравственного воспитания, базирующейся и использующей в качестве ценностных ориентиров общеизвестные и общепринятые нравственно-этические начала.

13. Часть 3 статьи 12 проекта предлагаем изложить в следующей редакции: «развитие сети учреждений дополнительного образования, обеспечивающих максимальный охват различными формами дополнительного образования детей и подростков, в том числе находящихся в обстановке, предрасполагающей к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, заболеванию алкоголизмом», так как профилактика пьянства важна в равной мере как в кругу детей из «группы риска», так и для всех остальных детей и подростков, и вычленение в сфере образования специального направления по созданию сети учреждений дополнительного образования для детей «группы риска» неправильно и несправедливо по отношения к детям, не входящим в «группу риска».

14. В части 5 статьи 12 проекта слово «злоупотребления» целесообразно заменить словом «употребления», учитывая, что статья регулирует направления деятельности среди обучающихся, разъяснять которым необходимо негативные последствия употребления алкоголя вообще, а не только злоупотребления.

15.            В части 6 статьи 12 и части 4 статьи 15 проекта рекомендуем использовать формулировку либо «пропаганда здорового образа жизни», либо «пропаганда образа жизни, несовместимого с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции», чтобы избежать эффекта «масло масляное».

16. В части 3 статьи 16 проекта исключить слова «наркомании и токсикомании» как нецелевые. Отношения связанные с профилактикой  наркомании и токсикомании не регулируются данным проектом закона.

17. В части 2 статьи 19 проекта исключить 2е предложение. В первом предложении уже предусмотрено, что деятельность негосударственных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. «Утяжелять» норму нецелесообразно.

На основании вышеизложенного Общественная палата Кировской области считает возможным поддержать данный законопроект, с учетом доработки вышеуказанных норм.

 

 

Заместитель секретаря

Общественной палаты

Кировской области                                                                       И.Ю.Трушкова

 


Вернуться в список

Поздравляем с Днем рождения
Крутиков Сергей Александрович

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна