Национальные проекты – это не просто план государственных действий, реализуемых в рамках бюджетов всех уровней и направленный на проведение мероприятий.
Национальные проекты – это связующая нить между властью и обществом, между каждый бюджетным рублем и качеством жизни каждого жителя страны и региона России. И неверно считать, что в процессе реализации национальных проектов люди являются лишь благополучателями тех благ или условий, которые создают органы власти всех уровней. Такое подход – это неэффективный и неверный подход.
Крайне важно, чтобы люди, общественные институты принимали участие в национальных проектах на всех этапах – от планирования мероприятий и определении бюджетных ресурсов на их воплощение до оценки того, насколько проведение мероприятий улучшает жизнь человека и способствуют социально-экономическому развитию каждой территории.
В Кировской области процесс обсуждения и вовлечения общественного сектора в планирование и управление национальными проектами носит неудовлетворительный характер по 2 причинам – власть не очень стремится обсуждать с обществом свои планы, а общественники сильно разрознены и слабы для отстаивания интересов людей в рамках совместного обсуждения.
На сегодняшний день региональная власть и органы местного самоуправления ориентированы на процессы распределения дефицитных бюджетов, что вполне оправданно, но бесперспективно, так как «латание дыр» не только ни способствует развитию региона, а наоборот, усиливает весь спектр социально-экономических проблем, обостряя их и усиливая негативность.
Изменить ситуацию можно переходом на стратегическое планирование в формате государственно-общественного обсуждения и непосредственного соучастия институтов гражданского общества в реализации национальных проектов. Это могут быть и развитие общественных советов, ТОСов, развитие системы грантовой поддержки НКО, инициативного бюджетирования, обеспечение большей открытости и «прозрачности» органов власти и местного самоуправления в подготовке законов и управленческих решений, касающихся национальных проектов и областных программ, более неформальное и менее аффелированное привлечение общественников в качестве консультантов и экспертов.
Сегодня можно увидеть, что работы предстоит много и соуправление власти и общества в реализации национальных проектов в Кировской области находится в «зачаточном» состоянии и можно только надеться, что секции и мероприятия Гражданского форума 2021 г. станет отправной точкой в выстраивании и настраивании новых отношений власти и институтов гражданского общества, где целью станет благополучие каждого жителя области и развитие каждого населенного пункта и каждой территории вятской земли.
Общими рекомендациями пленарного заседания Гражданского Форума Кировской области 2021 г. «Национальные проекты и общество – потребление, соучастие или управление» стали:
1. Принять выработанные на площадках Гражданского форума предложения с последующим обеспечением мониторинга их реализации через Общественную палату, общественные советы и иные институты гражданского общества;
2. Рекомендовать Губернатору, Правительству Кировской области, органам власти и местного самоуправления Кировской области обеспечить «прозрачность» в принятии решений в рамках реализации национальных проектов на территории области и муниципальных образований, активней и деятельней привлекать институты гражданского общества к обсуждению планов, подготовке законопроектов, нормативных актов и решений, распределению средств бюджета Кировской области и муниципальных образований региона в рамках областных (государственных) программ и решений, проведению мониторинга и оценки результативности и эффективности действий в сферах, охваченных национальными проектами и областными (государственными) программами;
3. Общественной палате Кировской области осуществить сбор, обработку и информирование всех заинтересованных сторон об итогах, темах, предложениях и рекомендациях, появившихся по итогам проведения площадок и обеспечить публичный доступ к этой информации через использование собственных информационных каналов, а также партнерских ресурсов;
4. Учитывать опыт и практики, представленные участниками Гражданского форума из других регионов и участниками партнерских конференций в качестве позитивных моделей, которые могут быть использованы в деятельности кировских некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, органов власти и местного самоуправления, бизнеса и средств массовой коммуникации.
5. Утвердить ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в Кировской области за период 01.07.2020 – 30.06.2021г.г.и направить в адрес органов власти (по списку рассылки)
|