• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Документы » Решения » Решение пленарного заседания №4

Решение пленарного заседания №4

18.06.2013 17:10:00

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Дерендяева, 23, каб.222, г.Киров (обл.), 610000, т/ф: (8332) 64-54-30

e-mail: opko43@opko43.ru, www.opko43.ru

 

Решение

Пленарного заседания Общественной палаты Кировской области

«Экологические проблемы Кирово-Чепецка и пути их решения»

 

Город  Кирово-Чепецк входит в промышленную агломерацию в центре Кировской области, формирующую основную антропогенную нагрузку на природные и природно-антропогенные системы ее центральной части. Интенсивная хозяйственная деятельность имеет следствием не только позитивные стороны, связанные с удовлетворением потребностей населения, занятостью, выпуском необходимой продукции, но и негативные изменения качества окружающей природной среды, связанные с загрязнением.

Экологические проблемы на территории города Кирово-Чепецка связаны, прежде всего, с качеством подземных и поверхностных вод, вопросами в области обращения с отходами, с формированием у населения экологической культуры и нравственности, с совершенствованием системы экологического просвещения, с обеспечением деятельности администрации муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области в решении вопросов охраны окружающей среды.

С городской территории ливневые и талые воды сбрасываются в поверхностные водные объекты без очистки. На территории города находятся бесхозяйные водозаборные скважины, что оказывает негативное влияние на качество подземных вод.

Важным вопросом экологии города является качество атмосферного воздуха и его контроль. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 27,0 тыс. т. в год и в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Комплексный индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный по 5 ведущим загрязняющим веществам    составил в 2012 г. 6,2. Основными загрязняющими веществами, формирующими загрязнение воздуха, являются 3,4 бенз(а)пирен, формальдегид, оксид углерода.

Основной проблемой в области охраны земельных ресурсов является решение вопросов по обращению с отходами производства и потребления. В городе имеются несанкционированные свалки твердых бытовых и строительных отходов. Размещение отходов наносит ущерб водным объектам, флоре и фауне. В 2012 году была проведена работа по выявлению несанкционированных свалок, находящихся в городе. В рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Охрана окружающей среды» в 2013 году на вывоз несанкционированных свалок в городе сумма средств была увеличена почти в 11 раз и составляет 9662,70 тысяч рублей (в 2012 году – 898,00 тысяч рублей), на выделенные средства планируется вывезти 9 свалок.

Как никогда актуальной является проблема утилизации твердых бытовых отходов. За последние годы объем образовавшихся отходов на территории муниципального образования резко увеличился, что видно из объемов вывезенного на свалки мусора, а также из объемов образовавшихся несанкционированных свалок.

В результате деятельности предприятий Кирово-Чепецкого промышленного узла в течение более 60 лет как непосредственно при сбросе сточных вод без очистки, так и под воздействием объектов размещения отходов производств по переработке радиоактивных материалов, производств химической продукции в пойме р. Вятки сформировалось комплексное устойчивое загрязнение питающих её грунтовых вод и поверхностных водных объектов, грунтов и донных отложений.

Спектр загрязнения грунтовых вод многокомпонентный и включает химические, в том числе соединения азота, стронция, хлоридов, сульфатов и др. и радиоактивные элементы - уран, плутоний, цезий-137, стронций-90 и др. Площадь ореола загрязнения грунтовых вод, оцениваемому по азоту аммония на уровне свыше 100 ПДКрх составляет более 700 га, а свыше 1000 ПДКрх – около 200 га;  область радиоактивного загрязнения грунтовых вод – около 180 га.

Сделать обоснованный прогноз развития ситуации в настоящее время невозможно, так как на имеющейся сети наблюдений исследования проводятся различными ведомствами, различными организациями, несистематично и без учета комплексности данных исследований.

Несмотря на кажущееся обилие данных о загрязнении, сведений, для принятия верных и корректных решений по реабилитации данной территории, крайне недостаточно. При наличии большого числа исследований нет обобщенного материала и надежных прогнозов развития ситуации.

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение радиационной и ядерной безопасности в 2008 г. и на период до 2015 г.» ФГУП РосРАО разработан проект вывода из эксплуатации объектов Кирово-Чепецкого отделения ФГУП «РосРАО», предусматривающий реабилитацию загрязненных радионуклидами территорий усиление инженерной защиты объектов хранения (захоронения) радиоактивных отходов.

Предложения  по экологической реабилитации  данной территории от химического загрязнения от региона  включены  в Федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014-2025 годы, по разделу НИОКР  «Научно-методическое обеспечение подготовки проекта «Реабилитация загрязнённых территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла» и по   разделу «Капитальные вложения» с выполнением работ  по рекультивации 2,3 тыс.га загрязненных территорий химически опасными веществами с целью восстановления земель и возвращения их в хозяйственный оборот. Работы планируется по НИОКР начать с 2017 г, а по разделу «Капитальные вложения» с 2018 года.

Администрацией МО «г.Кирово-Чепецк» в рамках ее компетенции принимается ряд мер по оздоровлению экологической обстановки в городе:

- разработана и принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области на 2011 – 2013 годы», в рамках которой:

в 2013 году предусмотрено мероприятие по ликвидационному тампонажу трёх потенциально опасных водозаборных скважин;

предусмотрен вывоз 9 несанкционированных свалок, сумма средств на эти цели была увеличена почти в 11 раз и составляет около 10 млн. руб. ;

в 2013 году предусмотрено привлечение собственников и правообладателей к организации селективного сбора и накопления отходов на городской территории;

осуществляется реализация проекта по экологическому образованию и просвещению населения «Кирово-Чепецк – территория экологии» на общую сумму финансирования 875,30 тысяч рублей, а именно экологическое просвещение жителей города;

- совместно с Правительством Кировской области организован мониторинг атмосферного воздуха в рамках территориальной системы наблюдения на стационарном посту № 2 по адресу: г. Кирово-Чепецк, ул. Ленина, д. 3 под ведением  филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Кирово-Чепецком районе». Исследования осуществляются по содержанию аммиака. В случае превышения ПДК, информация незамедлительно направляется в администрацию города Кирово-Чепецка;

- на территории города Кирово-Чепецка внедрена измерительная мультигазовая система контроля концентрации газов на восемь каналов СКГА-8М. Установленные в трех точках города 15 датчиков выводятся на 2 пульта, настроенные на три канала показания 6 приоритетных специфических загрязняющих веществ: хлор, хлороводород, формальдегид,  аммиак, этанол и хлор. Превышения ПДК в 2013 году не установлены;

 - осуществляются ежегодные мероприятия по Общероссийским Дням экологической опасности на общую сумму 20,00 тысяч рублей, формирующие у  населения экологическую культуру и нравственность, - однако они являются очевидно недостаточными для решения накопленных и текущих экологических проблем. Это является, в частности, следствием недостаточного финансирования экологических мероприятий. Общий объем такого финансирования составлял в последние годы порядка десятков процентов от платы за негативные воздействия на окружающую среду.

Рассмотрев экологическую обстановку и нерешенные проблемы  улучшения качества окружающей среды г. Кирово-Чепецка,

 

Общественная палата решила:

 

1. Отметить, что экологическая ситуация в г. Кирово-Чепецке, несмотря на внимание органов государственной власти и местного самоуправления и принимаемые меры, продолжает оставаться напряженной. Основным источником потенциальной опасности являются загрязненные пойменные озера и объекты размещения отходов предприятий, создающие ореол загрязнения грунтовых вод, а также сточные воды коммунального хозяйства и промышленных предприятий, поступающие с выпусками в реку Вятку в пределах второй зоны санитарной охраны питьевого водозабора г. Кирова. Проблема выходит за рамки муниципальной и требует участия федеральных и областных органов государственной власти.

2. Просить Правительство Российской Федерации:

2.1) рассмотреть вопрос координации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» при ликвидации химического и радиоактивного загрязнения на территориях в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла;

2.2) создать центр государственного специализированного мониторинга для наблюдения и оценки  и прогноза загрязнения вплоть до полной реабилитации территории или прекращения воздействия на природные среды техногенных объектов предприятий г. Кирово-Чепецка;

2.3) ускорить принятие Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы», с включением в нее мероприятий по реабилитации загрязненных территорий в г. Кирово-Чепецке.

3. Рекомендовать Правительству Кировской области:

3.1) принять меры по обеспечению необходимых объемов софинансирования из областного бюджета на реализацию в рамках федеральной целевой программы «Ликвидация ущерба окружающей среде, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности» мероприятия «Научно-методическое обеспечение подготовки проекта «Реабилитация загрязненных территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла» и мероприятия «Реабилитация загрязненных территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла»;

3.2) внести в Правительство Российской Федерации предложения для включения объектов Кирово-Чепецкого отделения ФГУП «РосРАО в формируемую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 г.г. и на период до 2025 г.»;

3.3) создать постоянно действующую  систему государственного экологического мониторинга  загрязненной химическими и радиоактивными веществами  территории с вовлечением имеющих системы наблюдений государственных органов, предприятий, в том числе РосРАО, и координацией этой работы со стороны Правительства Кировской области.

Для более детальной проработки данного вопроса необходимо создание рабочей группы под руководством первых лиц области, в которую вошли бы как представители федеральных и областных органов исполнительной власти, так и представители научных организаций;

3.4) обеспечить координацию деятельности органов государственного экологического и санитарно-гигиенического контроля с целью повышения его эффективности.

4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти:

 4.1) Управлению Росприроднадзора по Кировской области и Кировскому ЦГМС-филиалу ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» более эффективную работу с предприятиями по обеспечению адресного (для конкретных источников конкретного предприятия) прогноза НМУ;

4.2) Управлению Росприроднадзора по Кировской области усилить контроль за предприятиями по выполнению ими мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ. 

5. Рекомендовать администрации г. Кирово-Чепецка:

5.1) с участием органов государственной власти области разработать среднесрочную муниципальную программу по охране окружающей среды г. Кирово-Чепецка с решением обозначенных вопросов и обеспечением финансирования, (в том числе из областного бюджета);

5.2)  обеспечивать своевременное и качественное информирование населения города о состоянии атмосферного воздуха;

5.3) обеспечить проверку системы контроля концентрации газов на хлор, аммиак, метанол, хлористый водород, формальдегид, установленных на границе санитарно-защитной зоны ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» и ООО «ГалоПолимер»;

5.4) планомерную систематическую работу по внедрению раздельного сбора ТБО на территории города;

5.5) в целях недопущения образования стихийных несанкционированных свалок - работу по заключению договоров на вывоз ТБО от частного сектора;

5.6) сбор и вывоз ртутьсодержащих отходов от населения города;

5.7) обеспечить разработку и реализацию мероприятий по сбору и очистке поверхностного стока с территории города;

5.8) рассмотреть вопрос о целесообразности проведения работ по оценке риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения г.Кирово-Чепецка;

6. Главам муниципальных образований г. Кирово-Чепецка и Слободского района до завершения реабилитационных мероприятий решать вопрос об ограничении использования загрязненной территории. Для этого установить особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной или иной деятельности на загрязненных землях, в соответствии с «Правилами использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112.

7. Рекомендовать предприятиям Кирово-Чепецкого промышленного узла:

7.1) разработать комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния грунтовых вод и поверхностных водных объектов, питающих р. Вятка, грунтов и донных отложений;

7.2) организовать работу по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;

7. 3) принять меры по уменьшению количества загрязненных сточных вод и улучшению качества стоков;

7.4) разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ.

8. Обратиться к депутатам Государственной Думы РФ от Кировской области с предложением ускорить принятие Федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы» и проконтролировать включение в нее мероприятий по реабилитации загрязненных территорий в г. Кирово-Чепецке.

9. Рекомендовать администрации г. Кирова совместно с Правительством Кировской области ускорить решение вопроса по строительству альтернативного источника питьевого водообеспечения г. Кирова.

10. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти области, осуществляющим регулирование в сфере охраны окружающей среды, экологического и санитарно-гигиенического контроля, здравоохранения и подведомственным им государственным учреждениям существенно улучшить информирование населения по подведомственным вопросам, в том числе по вопросам связи заболеваемости населения с неблагоприятными факторами окружающей среды. Считать случаи отказа гражданам и общественным организациям фактами, требующими служебного расследования и обнародования его результатов.

11. Рекомендовать департаменту здравоохранения:

- обеспечить учет и ежегодный анализ заболеваемости населения г. Кирово-Чепецка по основным нозологическим формам;

- провести детальный анализ здоровья населения г. Кирово-Чепецка в динамике за последние 10 лет.

12. Общественной палате Кировской области подготовить и направить предложения с рекомендациями Правительству Российской Федерации поддержать проект федеральной целевой программы «Ликвидация ущерба окружающей среде, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности» в части включения в неё мероприятия «Научно-методическое обеспечение подготовки проекта «Реабилитация загрязненных территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла» и мероприятия «Реабилитация загрязненных территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла».

 

 

 

 

 

 

 

Секретарь

Общественной палаты

Кировской области                                                                                                    Т.А. Мамедов

 

 

 

 

 

 

 





Вернуться в список решений

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна