• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Документы » Решения » Решение пленарного заседания №9

Решение пленарного заседания №9

21.04.2011 09:34:00

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Общественной палаты Кировской области

 

21 апреля 2011г.

 

№ 9П-1

 

 

РЕШЕНИЕ

О состоянии и проблемах водных объектов Кировской области

 

1. Проект решения принять за основу.

2. Участникам пленарного заседания через Аппарат Общественной палаты Кировской области в течение недели ( до 28 апреля 2011г.) направить свои предложения и замечания в принятый за основу проект решения.

3. Провести заочное голосование за проект решения с учетом внесенных изменений и дополнений.

4. Организовать аналогичное заседание по данной теме через год с целью мониторинга выполнения принятых сегодня решений.

5. Поручить Аппарату Общественной палаты разместить информацию о пленарном заседании на сайте Общественной палаты Кировской области.

6. Комиссии по экологии, охране окружающей среды и природопользованию поручить доработать решение с учетом представленных предложений.

 

 

 

 

 

 

Секретарь

Общественной палаты                                                                       Т.А.Мамедов

Кировской области


УТВЕРЖДЕНО
решением Общественной палаты
Кировской области
посредством заочного голосования
Протокол от 05.05.2011 № 14.

РЕШЕНИЕ
О состоянии и проблемах водных объектов в Кировской области

Водные объекты области относятся к важнейшей из жизнеобеспечивающих систем хозяйства и являются источником удовлетворения потребностей населения Кировской области.

Кировская область богата водными ресурсами, ее общая водообеспеченность составляет 7,1 км3/год (возможны к использованию), удельная (на человека) - 5,28 тыс.3/год).

Водопотребление хозяйства области составляет около 0,3 км3/ год. Водоемкость единицы ВРП составляет 1,4 - 1,8 м3/тыс.руб(водоемкость ВВП РФ -2,4 м3/тыс.руб). Водоотведение составляет, соответственно, около 220 – 250 тыс. м3/год, при этом 2/3 сточных вод относятся к категории загрязненных, обусловливающих загрязнение водных объектов. Несмотря на относительно удовлетворительные сравнительные (по регионам ПФО) показатели качества воды водных объектов, они являются неудовлетворительными. С точки зрения соответствия установленным критериям качества, большинство водных объектов Кировской области оценивается 3-м классом (разряд загрязненных вод - 57% створов, разряд очень загрязненных вод - 39% створов), причем в долговременном плане тенденции к улучшению не наблюдается. Доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно – химическим (60 – 70%) и микробиологическим (30 – 40%) почти в 2 раза превышает средний уровень по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.

Наиболее загрязненными являются створы р.Вятки в местах водопользования г.Кирса, г.Омутнинска, г.Слободского, г.Кирово – Чепецка, г.Котельнича, г.Орлова. Также существенное отрицательное влияние оказывает поверхностный ливневой сток с территорий предприятий и улиц г. Кирова, г.Кирово-Чепецка, г.Котельнича.

Из 269 выпусков сточных вод только 204 оборудованы очистными сооружениями, в том числе - биологической очистки (138) и механической очистки (66). Существующие очистные сооружения на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены и не обеспечивают нормативной очистки сточных вод.

Зоны экологических ограничений хозяйственной деятельности на большей части водных объектов не установлены и не соблюдаются. Так, у 7 водозаборов из 18, осуществляющих питьевое водообеспечение населенных пунктов области, не установлены зоны санитарной охраны. Обычным явлением является практика застройки берегов рек в пределах водоохранных зон и по их границам, вырубка водоохранных лесов вдоль рек. Так, в 2004 г. комитетом природных ресурсов была предоставлена лицензия на отработку общераспространенных полезных ископаемых, предусматривающая снос около 100 га леса в зеленой зоне г. Кирова и водоохраной зоне р.Вятки.

Прямым следствием нарушений водного законодательства является ситуация с загрязнением поймы р.Вятки в масштабах, превышающих все существующие нормы, в районе расположения объектов для размещения твердых промышленных отходов бывшего Кирово – Чепецкого химкомбината. Вследствие несовершенства законодательства в результате приватизации и последующих реорганизаций образовавшихся предприятий загрязненные территории ни за кем не закреплены, статус «загрязненных» соответствующие земельные участки не имеют, а иски по возмещению экономического ущерба от загрязнения никому не предъявляются. Регулярно ведущиеся работы по мониторингу реки позволяют лишь констатировать факт непригодности воды для питьевого водообеспечения в периоды весеннего паводка и принимать меры по ограничению подачи воды в г. Киров, не решая вопрос по существу.

Существующая государственная сеть наблюдений за состоянием водных объектов, находящихся в границах Кировской области, не в полном объеме удовлетворяет потребностям в информации органов власти федерального и регионального уровней, населения области.

Несмотря на наличие серьезных нерешенных проблем в области водного хозяйства и охраны водных объектов средств на их решение из бюджета области практически не выделяется (в 2009г. было выделено 21 млн.руб., в 2010 г. - 18,9 млн. руб.). Предусмотренное принятой Законодательным собранием области в 2008 г «Стратегией социально - экономического развития Кировской области на период до 2020 года» сокращение сброса загрязненных сточных вод на 80% до 2015 г. не имеет никакого ресурсного обеспечения. Лишь спустя 3 года после принятия «Стратегии» готовится только концепция областной целевой программы в области использования и охраны водных ресурсов.

Особое беспокойство вызывает ситуация с эксплуатацией подземных вод. Из – за затратности и сложности процедур при получении лицензий на пользование подземными водами только 520 из 1500 водопользователей имеют соответствующие разрешения. Из предприятий и организаций, получивших лицензии, только около 30 % выполнили основное условие пользования недрами – оценили запасы подземной воды в недрах. Более 1,5 из 7,5 тысяч скважин относятся к бездействующим, по существу брошенным, являющимся источником угрозы загрязнения подземных вод и требующими  тампонажа. Большинство из 3248 водозаборов подземных вод эксплуатируются с нарушением режима зон санитарной охраны, а 180 вообще их не имеют. Средств на обязательные мероприятия по подготовке к эксплуатации подземных водозаборов и тампонированию неэксплуатируемых скважин практически не выделяется.

Серьезные вопросы вызывает несовершенство механизма управления водными ресурсами, его раздробленность между федеральным и областным уровнями и нескоординированность. Сроки получения разрешительных документов исчисляются многими месяцами. Так, до настоящего времени не разработаны нормативы допустимых воздействий на бассейны рек области; только 53 водопользователя, осуществляющих сброс сточных вод из 151 имеют разрешения на сброс сточных вод, 81 - решения на водопользование; никто не располагает информацией о состоянии очистных сооружений, регулярность государственного контроля работы которых не превышает 10 лет; до настоящего времени не сформирован водный реестр, и даже загрязненные пойменные озера не внесены в него, неизвестна рыбохозяйственная ценность рек области, нет достоверных сведений о количестве и состоянии брошенных скважин.

В целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды и безопасных условий проживания населения на территории Кировской области общественная палата Кировской области отмечает необходимость принятия комплекса действенных мер, направленных на улучшение качества водных ресурсов, рациональное водопользование и гарантированное обеспечение населения области качественной питьевой водой.

Рассмотрев водохозяйственную обстановку и водоохранные проблемы в Кировской области, Общественная палата Кировской области решила:

1. Рекомендовать Государственной Думе и Правительству Российской Федерации:
Принять поправки к водному законодательству, предусматривающие:
- увеличение платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, не вводя исключений для любых категорий водопользователей и  усилив ответственность за сброс загрязненных сточных вод;
- создание механизмов стимулирования водоохраной деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов, субсидий на деятельность, связанную со строительством водоохранных сооружений.

2. Рекомендовать Законодательному Собранию Кировской области:
2.1 совместно с Правительством области:
- подготовить обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации о принятии нормативно-правовых и нормативно-методических документов, направленных на упрощение процедур и регламентов получения разрешений (лицензий) на пользование недрами, а также методик оценки, апробации и учета подземных вод на участках недр, эксплуатируемых одиночными и мелкими автономными хозяйственно - питьевыми и технологическими подземными водозаборами;
2.2 При формировании и утверждении бюджета области исходить из необходимости обеспечения декларированной Стратегией социально – экономического развития области до 2020 г. экологической политики, обеспечив финансирование водоохранных мероприятий на среднесрочный период в объемах не менее 200 млн.руб. с перспективной ориентацией всех природоохранных затрат на 1-2 % от валового регионального продукта.
2.3 Ускорить принятие областного закона об экологической культуре.  Предусматривать выделение средств и оказание поддержки общественным организациям, занимающимся экологическим образованием, воспитанием, формированием экологической культуры, общественным экологическим контролем, общественной экологической экспертизой и другими вопросами в области экологии и природопользования.

3. Рекомендовать Правительству Кировской области
3.1 Разработать и принять программу по улучшению качества водных объектов Кировской области с достижением показателей, предусмотренных Стратегией социально – экономического развития области до 2020г. с необходимыми корректировками. Рекомендовать привлечь для разработки и обсуждения программы подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования водопользования (отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, Управление Росприроднадзора по Кировской области, Управление Роспотребнадзора по Кировской области и др.), муниципальные органы власти, общественные организации. Обеспечить ресурсную базу программы с выделением необходимых финансовых средств из консолидированного бюджета области, внебюджетных источников, в том числе для:
- реконструкции очистных сооружений в г.Кирове, г.Кирово-Чепецке, г.Кирсе, г.Сосновке, г.Вахрушах, г.Зуевке, п.Опарино, п.Восточном, г.Орлове, в Нолинском, Оричевском, Верхнекамском районах, п.Неме, г.Котельниче;
- обеспечения режима охраны подземных вод при эксплуатации действующих скважин для питьевого водообеспечения, включая обустройство зон их санитарной охраны.
3.2 В целях пресечения угрозы загрязнения окружающей среды, в первую очередь поверхностных и подземных вод на территориях, прилегающих к хвостохранилищу мела, рекомендовать принять исчерпывающие меры по реабилитации загрязненных территорий, в том числе пойменных озер и грунтовых вод.
3.3 В целях улучшения  анализа и контроля за состоянием качества воды водных объектов обратиться в Росгидромет и Росводресурсы с предложением по оптимизации существующей наблюдательной сети в разрезе водохозяйственных участков, расположенных на территории Кировской области.
3.4 Активизировать работу координационного совета по экологической политике, обратив особое внимание на разработку и рассмотрение глубоких социально важных для населения области экологических программ и действий. Повысить гласность работы координационного совета.
3.5 Разработать положение об общественных инспекторах и об их участии совместно с представителями органов государственной власти в проведении проверок по соблюдению законов и подзаконных актов по охране окружающей природной среды.

4. Рекомендовать государственным органам, осуществляющим лабораторный контроль качества воды водных объектов обеспечить координацию деятельности и принятие мер по существенному улучшению информационного обеспечения заинтересованных государственных органов и населения соответствующей информацией.

5. Поддержать усилия Правительства Кировской области и Администрации г.Кирова по проектированию дублирующего питьевого водозабора для областного центра. Рекомендовать ускорить проведение строительных работ и их финансирование, в том числе в рамках целевых федеральных программ.

6. Отметить необходимость скорейшего завершения работ по утверждению проекта зон санитарной охраны питьевого (ЗСО) водозабора г.Кирова и режима хозяйственной деятельности в их границах, исходя при этом из безусловного приоритета потребностей населения в качественной питьевой воде.
В виду этого, рекомендовать Администрации г. Кирова организовать и провести совещание с участием заинтересованных лиц, в том числе Общественной палаты Кировской области, с целью обеспечения согласования природоохранных мероприятий, предусмотренных проектом ЗСО питьевого водозабора г.Кирова.

7. Рекомендовать Управлению Роспотребнадзора по Кировской области, Управлению Росприроднадзора по Кировской области осуществлять регулярный контроль водопользователей, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны Кировского водозабора, с целью обеспечения соответствия их хозяйственной деятельности требованиям санитарных норм и правил, водного законодательства и проекта ЗСО.

8. Рекомендовать муниципальным органам власти и управления систематически рассматривать экологически важные для населения и предприятий вопросы. Администрациям муниципальных образований с участием общественных организаций и граждан организовать общественный контроль состояния и использования подземных источников водоснабжения
Оказывать необходимую организационную и другую помощь общественным экологическим организациям.

9. Общественной палате Кировской области:
 - обеспечить четкое взаимодействие Общественной палаты с органами власти и управления Кировской области. Шире привлекать экологическую общественность для решения социально важных экологических вопросов;
-  оказывать помощь общественным организациям по взаимодействию со СМИ по экологическим вопросам и проблемам;
-принять меры по повышению активности и инициативы граждан, общественных организаций и объединений в вопросах охраны окружающей среды;
-оказать содействие Правительству области в мероприятиях по повышению экологической культуры населения, в том числе в проводимой в 2011 году экологической акции «Чистый водоем»;
- провести выездное заседание комиссии по экологии, охране окружающей среды и природопользованию Омутнинском районе Кировской области (г.Омутнинск) по проблеме водных объектов в районе;
-обратиться в Общественную палату РФ с предложением об инициировании привлечения общественных объединений:
- к разработке стратегических документов в сфере водных ресурсов (водной стратегии);
- к осуществлению общественного контроля за состоянием водных ресурсов, рекреационных зон;
- к разработке совместных государственно-общественных акций по сохранению и благоустройству водных объектов.

10. Контроль за исполнением данного решения возложить на комиссию по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области.




Секретарь Общественной
палаты Кировской области                                    Т.А.Мамедов

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Общественной палаты Кировской области

 

21 апреля 2011г.

 

№ 9П-2

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Об утверждении Ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Кировской области

 

1.     Решение не принято в связи с отсутствием кворума.

2.     После доработки Ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Кировской области провести  заочное голосование.

 

 

 

 

 

 

Секретарь

Общественной палаты                                                                       Т.А.Мамедов

Кировской области

 

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Общественной палаты Кировской области

 

21 апреля 2011г.

 

№ 9П-3

 

 

РЕШЕНИЕ

 

О прекращении полномочий члена Общественной палаты Кировской области и начале процедуры конкурсного отбора членов Общественной палаты Кировской области.

 

1.                Решение не принято в связи с отсутствием кворума.

2.                В срок до 28 апреля 2011г. по данному вопросу провести заочное голосование.

 

 

 

 

 

 

Секретарь

Общественной палаты                                                                       Т.А.Мамедов

Кировской области

 

 

 

 

 

 

 





Вернуться в список решений

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна