Главная страница » Документы » Решения » Решение пленарного заседания №9 Решение пленарного заседания №921.04.2011 09:34:00ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Общественной палаты Кировской области
21 апреля 2011г.
№ 9П-1
РЕШЕНИЕ О состоянии и проблемах водных объектов Кировской области
1. Проект решения принять за основу. 2. Участникам пленарного заседания через Аппарат Общественной палаты Кировской области в течение недели ( до 28 апреля 2011г.) направить свои предложения и замечания в принятый за основу проект решения. 3. Провести заочное голосование за проект решения с учетом внесенных изменений и дополнений. 4. Организовать аналогичное заседание по данной теме через год с целью мониторинга выполнения принятых сегодня решений. 5. Поручить Аппарату Общественной палаты разместить информацию о пленарном заседании на сайте Общественной палаты Кировской области. 6. Комиссии по экологии, охране окружающей среды и природопользованию поручить доработать решение с учетом представленных предложений.
Секретарь Общественной палаты Т.А.Мамедов Кировской области УТВЕРЖДЕНО решением Общественной палаты Кировской области посредством заочного голосования Протокол от 05.05.2011 № 14. РЕШЕНИЕ
Водные объекты области относятся к важнейшей из жизнеобеспечивающих систем хозяйства и являются источником удовлетворения потребностей населения Кировской области.
О состоянии и проблемах водных объектов в Кировской области Кировская область богата водными ресурсами, ее общая водообеспеченность составляет 7,1 км3/год (возможны к использованию), удельная (на человека) - 5,28 тыс.3/год). Водопотребление хозяйства области составляет около 0,3 км3/ год. Водоемкость единицы ВРП составляет 1,4 - 1,8 м3/тыс.руб(водоемкость ВВП РФ -2,4 м3/тыс.руб). Водоотведение составляет, соответственно, около 220 – 250 тыс. м3/год, при этом 2/3 сточных вод относятся к категории загрязненных, обусловливающих загрязнение водных объектов. Несмотря на относительно удовлетворительные сравнительные (по регионам ПФО) показатели качества воды водных объектов, они являются неудовлетворительными. С точки зрения соответствия установленным критериям качества, большинство водных объектов Кировской области оценивается 3-м классом (разряд загрязненных вод - 57% створов, разряд очень загрязненных вод - 39% створов), причем в долговременном плане тенденции к улучшению не наблюдается. Доля проб воды водоемов 1 категории, не отвечающих гигиеническим требованиям по санитарно – химическим (60 – 70%) и микробиологическим (30 – 40%) почти в 2 раза превышает средний уровень по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Наиболее загрязненными являются створы р.Вятки в местах водопользования г.Кирса, г.Омутнинска, г.Слободского, г.Кирово – Чепецка, г.Котельнича, г.Орлова. Также существенное отрицательное влияние оказывает поверхностный ливневой сток с территорий предприятий и улиц г. Кирова, г.Кирово-Чепецка, г.Котельнича. Из 269 выпусков сточных вод только 204 оборудованы очистными сооружениями, в том числе - биологической очистки (138) и механической очистки (66). Существующие очистные сооружения на территории области в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, морально устарели и физически изношены и не обеспечивают нормативной очистки сточных вод. Зоны экологических ограничений хозяйственной деятельности на большей части водных объектов не установлены и не соблюдаются. Так, у 7 водозаборов из 18, осуществляющих питьевое водообеспечение населенных пунктов области, не установлены зоны санитарной охраны. Обычным явлением является практика застройки берегов рек в пределах водоохранных зон и по их границам, вырубка водоохранных лесов вдоль рек. Так, в 2004 г. комитетом природных ресурсов была предоставлена лицензия на отработку общераспространенных полезных ископаемых, предусматривающая снос около 100 га леса в зеленой зоне г. Кирова и водоохраной зоне р.Вятки. Прямым следствием нарушений водного законодательства является ситуация с загрязнением поймы р.Вятки в масштабах, превышающих все существующие нормы, в районе расположения объектов для размещения твердых промышленных отходов бывшего Кирово – Чепецкого химкомбината. Вследствие несовершенства законодательства в результате приватизации и последующих реорганизаций образовавшихся предприятий загрязненные территории ни за кем не закреплены, статус «загрязненных» соответствующие земельные участки не имеют, а иски по возмещению экономического ущерба от загрязнения никому не предъявляются. Регулярно ведущиеся работы по мониторингу реки позволяют лишь констатировать факт непригодности воды для питьевого водообеспечения в периоды весеннего паводка и принимать меры по ограничению подачи воды в г. Киров, не решая вопрос по существу. Существующая государственная сеть наблюдений за состоянием водных объектов, находящихся в границах Кировской области, не в полном объеме удовлетворяет потребностям в информации органов власти федерального и регионального уровней, населения области. Несмотря на наличие серьезных нерешенных проблем в области водного хозяйства и охраны водных объектов средств на их решение из бюджета области практически не выделяется (в 2009г. было выделено 21 млн.руб., в 2010 г. - 18,9 млн. руб.). Предусмотренное принятой Законодательным собранием области в 2008 г «Стратегией социально - экономического развития Кировской области на период до 2020 года» сокращение сброса загрязненных сточных вод на 80% до 2015 г. не имеет никакого ресурсного обеспечения. Лишь спустя 3 года после принятия «Стратегии» готовится только концепция областной целевой программы в области использования и охраны водных ресурсов. Особое беспокойство вызывает ситуация с эксплуатацией подземных вод. Из – за затратности и сложности процедур при получении лицензий на пользование подземными водами только 520 из 1500 водопользователей имеют соответствующие разрешения. Из предприятий и организаций, получивших лицензии, только около 30 % выполнили основное условие пользования недрами – оценили запасы подземной воды в недрах. Более 1,5 из 7,5 тысяч скважин относятся к бездействующим, по существу брошенным, являющимся источником угрозы загрязнения подземных вод и требующими тампонажа. Большинство из 3248 водозаборов подземных вод эксплуатируются с нарушением режима зон санитарной охраны, а 180 вообще их не имеют. Средств на обязательные мероприятия по подготовке к эксплуатации подземных водозаборов и тампонированию неэксплуатируемых скважин практически не выделяется. Серьезные вопросы вызывает несовершенство механизма управления водными ресурсами, его раздробленность между федеральным и областным уровнями и нескоординированность. Сроки получения разрешительных документов исчисляются многими месяцами. Так, до настоящего времени не разработаны нормативы допустимых воздействий на бассейны рек области; только 53 водопользователя, осуществляющих сброс сточных вод из 151 имеют разрешения на сброс сточных вод, 81 - решения на водопользование; никто не располагает информацией о состоянии очистных сооружений, регулярность государственного контроля работы которых не превышает 10 лет; до настоящего времени не сформирован водный реестр, и даже загрязненные пойменные озера не внесены в него, неизвестна рыбохозяйственная ценность рек области, нет достоверных сведений о количестве и состоянии брошенных скважин. В целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды и безопасных условий проживания населения на территории Кировской области общественная палата Кировской области отмечает необходимость принятия комплекса действенных мер, направленных на улучшение качества водных ресурсов, рациональное водопользование и гарантированное обеспечение населения области качественной питьевой водой. Рассмотрев водохозяйственную обстановку и водоохранные проблемы в Кировской области, Общественная палата Кировской области решила: 1. Рекомендовать Государственной Думе и Правительству Российской Федерации: Принять поправки к водному законодательству, предусматривающие: - увеличение платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, не вводя исключений для любых категорий водопользователей и усилив ответственность за сброс загрязненных сточных вод; - создание механизмов стимулирования водоохраной деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов, субсидий на деятельность, связанную со строительством водоохранных сооружений. 2. Рекомендовать Законодательному Собранию Кировской области: 2.1 совместно с Правительством области: - подготовить обращение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации о принятии нормативно-правовых и нормативно-методических документов, направленных на упрощение процедур и регламентов получения разрешений (лицензий) на пользование недрами, а также методик оценки, апробации и учета подземных вод на участках недр, эксплуатируемых одиночными и мелкими автономными хозяйственно - питьевыми и технологическими подземными водозаборами; 2.2 При формировании и утверждении бюджета области исходить из необходимости обеспечения декларированной Стратегией социально – экономического развития области до 2020 г. экологической политики, обеспечив финансирование водоохранных мероприятий на среднесрочный период в объемах не менее 200 млн.руб. с перспективной ориентацией всех природоохранных затрат на 1-2 % от валового регионального продукта. 2.3 Ускорить принятие областного закона об экологической культуре. Предусматривать выделение средств и оказание поддержки общественным организациям, занимающимся экологическим образованием, воспитанием, формированием экологической культуры, общественным экологическим контролем, общественной экологической экспертизой и другими вопросами в области экологии и природопользования. 3. Рекомендовать Правительству Кировской области 3.1 Разработать и принять программу по улучшению качества водных объектов Кировской области с достижением показателей, предусмотренных Стратегией социально – экономического развития области до 2020г. с необходимыми корректировками. Рекомендовать привлечь для разработки и обсуждения программы подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования водопользования (отдел водных ресурсов по Кировской области Камского бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, Управление Росприроднадзора по Кировской области, Управление Роспотребнадзора по Кировской области и др.), муниципальные органы власти, общественные организации. Обеспечить ресурсную базу программы с выделением необходимых финансовых средств из консолидированного бюджета области, внебюджетных источников, в том числе для: - реконструкции очистных сооружений в г.Кирове, г.Кирово-Чепецке, г.Кирсе, г.Сосновке, г.Вахрушах, г.Зуевке, п.Опарино, п.Восточном, г.Орлове, в Нолинском, Оричевском, Верхнекамском районах, п.Неме, г.Котельниче; - обеспечения режима охраны подземных вод при эксплуатации действующих скважин для питьевого водообеспечения, включая обустройство зон их санитарной охраны. 3.2 В целях пресечения угрозы загрязнения окружающей среды, в первую очередь поверхностных и подземных вод на территориях, прилегающих к хвостохранилищу мела, рекомендовать принять исчерпывающие меры по реабилитации загрязненных территорий, в том числе пойменных озер и грунтовых вод. 3.3 В целях улучшения анализа и контроля за состоянием качества воды водных объектов обратиться в Росгидромет и Росводресурсы с предложением по оптимизации существующей наблюдательной сети в разрезе водохозяйственных участков, расположенных на территории Кировской области. 3.4 Активизировать работу координационного совета по экологической политике, обратив особое внимание на разработку и рассмотрение глубоких социально важных для населения области экологических программ и действий. Повысить гласность работы координационного совета. 3.5 Разработать положение об общественных инспекторах и об их участии совместно с представителями органов государственной власти в проведении проверок по соблюдению законов и подзаконных актов по охране окружающей природной среды. 4. Рекомендовать государственным органам, осуществляющим лабораторный контроль качества воды водных объектов обеспечить координацию деятельности и принятие мер по существенному улучшению информационного обеспечения заинтересованных государственных органов и населения соответствующей информацией. 5. Поддержать усилия Правительства Кировской области и Администрации г.Кирова по проектированию дублирующего питьевого водозабора для областного центра. Рекомендовать ускорить проведение строительных работ и их финансирование, в том числе в рамках целевых федеральных программ. 6. Отметить необходимость скорейшего завершения работ по утверждению проекта зон санитарной охраны питьевого (ЗСО) водозабора г.Кирова и режима хозяйственной деятельности в их границах, исходя при этом из безусловного приоритета потребностей населения в качественной питьевой воде. В виду этого, рекомендовать Администрации г. Кирова организовать и провести совещание с участием заинтересованных лиц, в том числе Общественной палаты Кировской области, с целью обеспечения согласования природоохранных мероприятий, предусмотренных проектом ЗСО питьевого водозабора г.Кирова. 7. Рекомендовать Управлению Роспотребнадзора по Кировской области, Управлению Росприроднадзора по Кировской области осуществлять регулярный контроль водопользователей, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны Кировского водозабора, с целью обеспечения соответствия их хозяйственной деятельности требованиям санитарных норм и правил, водного законодательства и проекта ЗСО. 8. Рекомендовать муниципальным органам власти и управления систематически рассматривать экологически важные для населения и предприятий вопросы. Администрациям муниципальных образований с участием общественных организаций и граждан организовать общественный контроль состояния и использования подземных источников водоснабжения Оказывать необходимую организационную и другую помощь общественным экологическим организациям. 9. Общественной палате Кировской области: - обеспечить четкое взаимодействие Общественной палаты с органами власти и управления Кировской области. Шире привлекать экологическую общественность для решения социально важных экологических вопросов; - оказывать помощь общественным организациям по взаимодействию со СМИ по экологическим вопросам и проблемам; -принять меры по повышению активности и инициативы граждан, общественных организаций и объединений в вопросах охраны окружающей среды; -оказать содействие Правительству области в мероприятиях по повышению экологической культуры населения, в том числе в проводимой в 2011 году экологической акции «Чистый водоем»; - провести выездное заседание комиссии по экологии, охране окружающей среды и природопользованию Омутнинском районе Кировской области (г.Омутнинск) по проблеме водных объектов в районе; -обратиться в Общественную палату РФ с предложением об инициировании привлечения общественных объединений: - к разработке стратегических документов в сфере водных ресурсов (водной стратегии); - к осуществлению общественного контроля за состоянием водных ресурсов, рекреационных зон; - к разработке совместных государственно-общественных акций по сохранению и благоустройству водных объектов. 10. Контроль за исполнением данного решения возложить на комиссию по экологии и природопользованию Общественной палаты Кировской области. Секретарь Общественной палаты Кировской области Т.А.Мамедов
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Общественной палаты Кировской области
21 апреля 2011г.
№ 9П-2
РЕШЕНИЕ
Об утверждении Ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Кировской области
1. Решение не принято в связи с отсутствием кворума. 2. После доработки Ежегодного доклада Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Кировской области провести заочное голосование.
Секретарь Общественной палаты Т.А.Мамедов Кировской области
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Общественной палаты Кировской области
21 апреля 2011г.
№ 9П-3
РЕШЕНИЕ
О прекращении полномочий члена Общественной палаты Кировской области и начале процедуры конкурсного отбора членов Общественной палаты Кировской области.
1. Решение не принято в связи с отсутствием кворума. 2. В срок до 28 апреля 2011г. по данному вопросу провести заочное голосование.
Секретарь Общественной палаты Т.А.Мамедов Кировской области
|
Анонсы22.04.2024 В 15:00
Комиссия по развитию институтов гражданского общества, реализации государственной национальной политики и взаимодействию со СМИПлан работыПозиции |
© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна