• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Главная страница » Документы » Резолюции » Общественное обсуждение проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Общественное обсуждение проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

21.11.2012 13:37:00


Предложения участников общественного обсуждения проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

13.12.2012 г.

 

По итогам общественного обсуждения участники круглого стола внесли  следующие предложения в законопроект:

1. Закон неоправданно сужает сферу своей работы. В ст. 3 п.1 сказано, что трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая представляет опасность для жизни и (или) здоровья граждан. Но трудности могут непосредственно и не быть связаны с опасностью для жизни и здоровья.

Например, и это касается не только данного пункта, но и некоторых других (например, ст. 21 о признании граждан находящимися в трудной жизненной ситуации), существует такая проблема, требующая социального обслуживания, как помощь маломобильным больным в передвижении по городу (например, чтобы попасть в больницу или собес). Или, например, в связи с проектами по введению инклюзивного образования, возникает необходимость в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, которые получат возможность учиться в инклюзивных образовательных учреждениях, до мест учебы и во время нее. Это также должно входить в понятие социального облуживания. Кроме того, оказание социальной помощи может быть предоставлено многодетным семьям: например, в виде помощи в сопровождении детей в учреждения дополнительного образования или какая-то иная помощь многодетной маме.

В рамках же предложенного проекта эта сфера социального обслуживания населения остается без всякого внимания.

 

2. В ст. 1 п. 3 указано, что социальное обслуживание могут осуществлять благотворители и добровольцы. Но в ст. 3 п. 4 они в качестве поставщиков социальной услуги не указаны, а в ст. 30 п. 8, напротив, указано, что они входят в систему социального обслуживания населения. Здесь возникает явное противоречие. И по тексту закона нигде не прописано то, как благотворители и добровольцы могут принимать участие в социальном обслуживании, только в ст. 12 п. 3 указано, что они могут привлекаться к профилактике трудных жизненных ситуаций. Но это также узкий взгляд на проблему и уход от реального положения вещей, потому что по факту в той или иной степени благотворители и добровольцы давно участвуют в предоставлении социальных услуг многим категориям граждан, нуждающимся в этом.

 

3. В ст. 4 п. 2 указано, что одним из основных принципов социального обслуживания является его доступность. Но ???

 

4. В ст. 9 устанавливается приоритет предоставления социальных услуг на дому. Объясняется это тем, что так получатель социальных услуг оказывается в максимально привычной ему среде. Но для человека, который, например, в результате травмы оказался лишенным тех возможностей, которые у него были раньше (работа, активный отдых и т. п.) наиболее привычной для него средой будет именно пространство вне дома, к которому он теперь не имеет доступа. И главная социальная услуга, которая ему требуется – это помощь в передвижении. И если такая услуга будет ему оказана, мало того, что он сам получит возможность жить полноценной жизнью, но и останется полезным для государства, так как будет продолжать работать и вносить свой вклад в экономику страны.

Так что это тоже пример узости проекта закона (ст. 28 п. 1 прямо говорит, что социальные услуги предоставляются либо на дому, либо в стационарных или полустационарных условиях).

Это же касается сопровождения детей с инвалидностью в дошкольных, школьных и иных учебных учреждениях инклюзивного типа. Ст. 29 п. 1/4 законопроекта непосредственно включает в число предоставляемых социальных услуг услугу по решению образовательных и педагогических проблем. Так что даже основа к этому в тексте уже заложена. Здесь, кстати, можно обратиться к зарубежному опыту. В западных странах существует такое понятие, как тьютор – человек, который сопровождает ребенка, требующего особого внимания, до места учебы и проводит с ним все время занятий. Это может быть один из родителей или какой-то другой человек. Статус тьютора позволит ему быть официальным помощником ребенка в передвижении по учебному учреждению и в организации процесса обучения. Также этот человек может оказать подспорье учителю в работе с ребенком с индивидуальными учебными нуждами. И так как проект нового закона об образовании включает в себя положения об инклюзии, кажется разумным параллельно создавать условия для качественного внедрения инклюзивного образования и с социальной точки зрения.

5. В ст. 14 п. 1/25 говорится о том, что в полномочия органов государственной власти входит организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан. Но кроме поддержки, на наш взгляд, необходимо взаимодействие органов власти с НКО, благотворителями и добровольцами, а об этом по тексту законопроекта не сказано ни слова.

6. Ст. 38 п. 2 говорит о том, что для нескольких категорий граждан получения социальных услуг на дому или в полустационарных условиях в соответствии с госзаказом является бесплатным. Но как будет оказана социальная услуга тому человеку, который выходит за рамки госзаказа (предположим, организацией получен госзаказ на обслуживание 100 детей с инвалидностью, а обратится к ним 120). Как будет решаться проблема в данном случае?

 





Вернуться к списку новостей


© 2010-2020 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна