• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Главная страница » Документы » Резолюции » Круглый стол «Развитие регионального законодательства об общественном экологическом контроле в России и в Кировской области»

Круглый стол «Развитие регионального законодательства об общественном экологическом контроле в России и в Кировской области»

18.12.2012 13:41:00


РЕКОМЕНДАЦИИ

Круглого стола

«Развитие регионального законодательства об общественном экологическом контроле в России и в Кировской области»

18.12.2012

 

18 декабря 2012 г. в г.Кирове состоялся круглый стол на тему «Развитие регионального законодательства об общественном экологическом контроле в России и в Кировской области», организованный Общественной палатой Российской Федерации в сотрудничестве с Общественной палатой Кировской области.

В работе круглого стола приняли участие представители и эксперты обеих общественных палат, представители контрольно-надзорных органов по Кировской области, общероссийских и региональных общественных экологических организаций, экспертного сообщества.

Участники круглого стола обсудили актуальные темы охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан; возможности влияния общероссийской и региональной общественности на принятие решений, от которых, в конечном счете, зависит состояние окружающей среды; ратификацию европейских Конвенций по экологическим правам.

Участники круглого стола констатировали, что в настоящее время в 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объём сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. В настоящее время лишь 10-14 % водных объектов России можно отнести к экологически благополучным, а ежегодный ущерб, который грязная вода наносит экономике страны и здоровью населения, исчисляется в 70 млрд. рублей! И только 12% воды отвечают всем стандартам, а 15% – вредны для здоровья.

Практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров.

Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. Ежегодно, выработка бытового мусора в России увеличивается на 9-10%. Действующие полигоны для складирования отходов уже лет десять назад исчерпали свой ресурс, а на вторичную переработку уходит, по официальной статистике 27% мусора, по другим данным  - лишь 3-5%. Естественный почвенный покров способен ежегодно поглощать 42 млн. тонн отходов, в то же время в России объем накопленных отходов производства и потребления составляет, по самым оптимистичным прогнозам, 90 миллиардов тонн, из которых около 16 млрд. тонн - твердые бытовые отходы. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Как отметили эксперты Общественной палаты РФ, в следующем году в России ожидается ратификация разу двух Конвенций ООН, предусматривающих общественное участие в принятии эколого-значимых решений и открытого доступа к экологической информации:

- Конвенции ЕЭК ООН по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо);

 - Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция).

Ратификация этих документов затягивалась на протяжении 20 лет. Тем не менее, Российская Федерация вышла на финишную прямую. Имеется поручение Президента о прохождении всех необходимых процедур по их ратификации, и, в ближайшее время, они начнут работать в России, что должно дать положительный эффект в сфере развития процедур общественного участия и доступа граждан к экологической информации, развитии института общественного экологического контроля, без которого невозможно решать природоохранные проблемы, в особенности – проблему ликвидации накопленного экологического ущерба, столь актуальную для Кировской области.

Данные международные документы предусматривают минимальные, но общие для всей Европы требования к странам, их субъектам и бизнес-структурам, касающиеся воздействия на окружающую среду, прописывают механизмы общественного влияния на процессы, так или иначе влияющие на состояние окружающей среды, а также право на доступ к экологической информации, даже если она является секретной, но важной для общества.

Участники круглого стола отметили, что хотя в существующем российском законодательстве прописан ряд возможностей по организации и ведению общественного экологического контроля, но предложения граждан и общественных организаций имеют рекомендательный характер, а значит, решение может быть принято и без учета их мнения. Конвенции же предъявляют более жёсткие требования как к прозрачности действий и природоохранных мероприятий, так и к доступу к экологической информации и учету общественного мнения.

Возросшую необходимость в общественном экологическом контроле, как и причины отсутствия рабочих механизмов общественного участия эксперты видят в пробелах российского законодательства – как федерального, так и регионального. Участники обсуждений сошлись на мнении, что помимо ратификации Конвенций необходимо совершенствовать российскую законодательную базу по общественному контролю. При этом нормативные акты должны быть повёрнуты в сторону общественности, а не бизнеса и власти.

Участники круглого стола констатировали, что со времени принятия Экологической доктрины Российской Федерации в 2002 году идет постепенная деградация российского экологического законодательства. Нужно менять государственную политику в этой сфере, менять приоритеты, нацеливать их не на безудержное обогащение, а на сохранение российских природных богатств и повышение ответственности хозяйствующих субъектов за природоохранные нарушения. Сегодня практически сведен к нулю общественный экологический контроль, а мнение общества не учитывается, государственные контролирующие органы не имеют необходимых полномочий или не хотят в должной мере контролировать многие процессы. Нужно менять законы: в них должны быть прописаны чёткие механизмы учёта общественного мнения и общественного участия.

Опыт развитых стран показывает, что без массового участия широких слоев общественности невозможно достичь успехов в вопросах безопасности жизнедеятельности, снижения заболеваемости и смертности населения, обусловленных экологическими факторами, в решении проблемы перехода к устойчивому развитию экономики.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, а также в связи с низкой эффективностью реализации государством экологической функции, остро стоит проблема разработки и принятие закона об общественном экологическом контроле.

Имеется некоторый позитивный опыт Кировской области по организации взаимодействия гражданского общества с контрольно-надзорными органами в сфере охраны окружающей среды, однако многие пробелы в действующем российском законодательстве снижают механизм такого взаимодействия. Так, согласно Кодекса об административных правонарушениях РФ статьёй 274 у общественного инспектора исключено право на задержания нарушителей, изъятие документов,  составление протоколов об административном правонарушении, его могут составлять только должностные лица, что существенно сужает правовую базу участия общественности в охране окружающей среды, особенно в сфере охраны заповедных территорий, рыбных запасов и животного мира. Кроме того, отсутствуют государственные гарантии по защите общественных инспекторов от неблагоприятных последствий такой деятельности. Третья проблема - пока ещё крайне низкий профессиональный уровень общественных инспекторов; четвёртая – отсутствие финансовой базы общественного движения.

Был поднят вопрос и о роли экологического образования как для ответственных должностных лиц, принимающих долгосрочные эколого-значимые решения, так и для эффективности нарождающегося института общественных экологических инспекторов. При формировании экологической культуры как основы общественной активности в плане экологического контроля хочется отметить группу «психологических» проблем. Зачастую низкий уровень притязаний и «некапризность», характеризующая жителей населенных пунктов с низкой финансовой обеспеченностью, идут рука об руку с экологической безграмотностью. Необходимо воспитывать граждан, требовательных к качеству окружающего их пространства и в санитарном, и в экологическом плане, но и сознающих меру своей ответственности за поддержание качества окружающей среды. Непонимание руководителями и должностными лицами нематериальной ценности определенных природных территорий, их «репутации» у населения, привязанности местных жителей и туристов к этим территориям, пусть и не имеющим статус особо охраняемых, приводит к конфликтным ситуациям – например, при освоении таких территорий по решению соответствующего органа власти, принятому без учета общественного мнения. К сожалению, множество случаев, когда судьбу некоей территории решает именно «соблюдение формальностей» вопреки общественному мнению. Причем обычно - в выгодном для бизнеса свете, а не для гражданского общества, жителей прилегающих населённых пунктов. Это – и вырубки зеленых зон в крупных городах, пригородах, это - законная или незаконная приватизация некоторых территорий с нанесением им вреда, и многое другое.

Также был сделан вывод, что основой большинства нынешних экологических ЧП разного масштаба – даже не столько стремление к максимизации прибыли коммерческими (и не только) предприятиями, сколько некомпетентность должностных лиц различного уровня в экологических и смежных с ними вопросах.

В числе прочих, причина подобной некомпетентности – прорехи в образовательном процессе по части естественных наук, которые всё чаще воспринимаются как «изгои» в обществе, где растет интерес к профессиям сугубо гуманитарной и непроизводственной сферы. При этом безграмотность должностных лиц, принимающих эколого-значимые решения, может представлять угрозу для окружающей среды как минимум на бытовом и повседневном уровне, хуже того – на уровне принятия решений о процессах, способных внести в окружающую среду изменения (обычно негативные).

Поэтому одной из стратегических целей при решении экологических проблем необходимо стимулирование у детей и подростков, а также у взрослых интереса к естественным наукам и просвещению в этой области. Это могло бы стать  залогом и повышения экологической грамотности последующих поколений.

Кроме того, очевидно, что осуществление общественного контроля без наличия соответствующих знаний нереально: активный, но необразованный общественный экологический инспектор не сумеет распознать потенциальную или реальную опасность на том или ином промышленном объекте, и тем более не сможет мотивировать свои заявления, а значит – его доводы скорее всего будут отвергнуты как несостоятельные при принятии управленческого эколого-значимого решения.

Необходимо разработать региональный курс по охране окружающей среды - как для школьников, так и для студентов различных вузов. Представителей власти нужно приучать - в соответствии с международными стандартами - к изучению общественного мнения и общественных преференций, и к учету того и другого как при утверждении конкретных проектов, но и в долгосрочном планировании. Это позволит избежать или минимизировать социальные конфликты, и более эффективно управлять различными рисками.

Эксперты ОП РФ отметили, что все конструктивные предложения и замечания по экологическому контролю, озвученные в ходе круглого стола, будут аккумулированы, и на их основе подготовлены рекомендации Общественной палаты Российской Федерации в органы власти по усовершенствованию законодательства в области доступа к экологической информации, к процедурам общественного участия и доступа к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.


Участники круглого стола выработали следующие рекомендации:

 

1. Просить Общественную палату РФ обратиться в Государственную Думу ФС РФ:

- о форсировании работы по ратификации Конвенции ЕЭК ООН по ОВОС в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) и  присоединение к Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция),

- о необходимости совершенствования механизмов осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами и контрольно-надзорными органами требований Положения об оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности (Положение об ОВОС 2000 г.), Федерального закона об экологической экспертизе, согласно поручениям Президента РФ от 9 июня 2011 г.;

- о создании рабочей группы по разработке и принятию Федерального закона «Об общественном экологическом контроле в Российской Федерации» - с учётом всех отмеченных на круглом столе проблем и пробелов в законодательстве.

 

2. Общественной палате Кировской области:

- поддержать общественность г.Советска Кировской области в процессе защиты прав граждан на обеспечение экологической безопасности территории проживания в части исключения риска загрязнения питьевых подземных вод  городского водозабора в связи с местоположением строящегося полигона ТБО;

- удовлетворить требование общественности о переносе объекта строительства полигона ТБО  в экологически безопасное место – с учётом высказанных на общественных слушаниях и при проведении опроса в г. Советске общественностью пожеланий;

- инициировать проведение анализа результатов мониторинга деятельности сданных в эксплуатацию полигонов ТБО на территории Кировской области, проведение анализа эффективности вложенных в их строительство бюджетных средств.

 

3. Государственным контрольно-надзорным органам по Кировской области:

- адекватно и своевременно реагировать на обращения представителей общественности по фактам выявленных ими нарушений или несоответствий законодательству проектной документации, результатов деятельности по реализации проектов строительства экологически опасных объектов;

- вести системный контроль за реализацией проектов с привлечением общественности, активно добиваться своевременного пересмотра (коррекции) плана развития территории в случае угрозы возникновения необратимых негативных последствий реализации проектов, вплоть до остановки их реализации на любой стадии и требовать пересмотра проектной документации;

- поощрять создание общественных организаций, движений, ведущих деятельность в сфере вопросов охраны окружающей среды, активно привлекать их представителей к участию в решении вопросов обеспечения экологической безопасности.

 

4. Администрациям муниципальных образований Кировской области:

- искоренить формальный подход всех ответственных лиц к исполнению должностных обязанностей на всех этапах подготовки к реализации проектов, имеющих риски в области  обеспечения экологической безопасности территории, рассматривать возможные риски на долгосрочную перспективу и реальные условия реализации проектов;

- обеспечить открытость и доступность информации о планируемой и текущей деятельности по развитию территории муниципального образования для общественности, возможность осуществления общественного контроля для строящихся объектов.

 

 

Разбаш Ольга Александровна – консультант-эксперт по экологическому праву Общественной палаты Российской Федерации,

 

Бурков Николай Аркадьевич – руководитель комиссии по вопросам окружающей среды и природопользования Общественной палаты Кировской области





Вернуться к списку новостей


Поздравляем с Днем рождения
Шарипов Игорь Михайлович

© 2010-2020 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна