• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Главная страница » Документы » Резолюции » Круглый стол «О проблеме создания Национального парка «Атарская Лука»

Круглый стол «О проблеме создания Национального парка «Атарская Лука»

19.11.2014 14:45:00


 

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола на тему

«О проблеме создания Национального парка «Атарская Лука»

 

19 ноября 2014 г.

 

 

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р, предусмотрено создание в Кировской области национального парка. Разработка эколого-экономического обоснования создания особо охраняемой природной территории федерального значения категории «национальный парк» в Кировской области осуществляется ФГБУ «ВНИИприроды» Минприроды России с сентября 2013 г.

 В целях организации работ по подготовке материалов эколого-экономического обоснования в Кировской области в октябре 2013 г. создана рабочая группа, в состав которой вошли представители государственных органов исполнительной власти Кировской области, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители органов местного самоуправления, представители научно-образовательных организаций Кировской области.

В ходе работ выяснилось, что первичные обоснования создания национального парка в Кировской области (1992 – 1993 гг.), требуют существенной актуализации в связи с необходимостью соблюдения требований современного законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального уровней.

Наиболее перспективной, по мнению исполнителей, территорией для организации национального парка на территории Кировской области может стать участок бассейна среднего течения реки Вятки на отрезке между устьями рек Моломы и Буя, с прилегающими к долине близлежащими и относительно удалёнными территориями водораздельных ландшафтов осевой зоны возвышенности Вятских Увалов в пределах Оричевского, Верхошижемского, Советского и Нолинского районов – по левобережью, Котельнического, Арбажского, Советского, Лебяжского и Уржумского районов – по правобережью. Они составят центральное ядро будущего национального парка. Наряду с ними в состав национального парка предлагается включить дополнительно два отдельных кластера: участок долины средней Вятки между городами Слободской и Кирово-Чепецк в пределах Слободского района; ландшафтный памятник природы «Бушковский лес» на территории Уржумского и Лебяжского районов. Ориентировочная площадь национального парка в предлагаемом варианте составит порядка 200 тыс. га. Данный вариант проектируемой территории национального парка предлагается определить как «перспективный».

Помимо экологической ценности предполагаемых к включению в национальный парк территорий можно ожидать, что он будет одним из источников получения дополнительных средств в бюджет региона и соответствующих муниципальных районов области за счет развития различных видов туризма и рекреации, как в границах самого национального парка, так и на прилегающих к нему территориях. Это позволит, в свою очередь, стимулировать социально-экономическое развитие тех территорий области, которые в настоящее время экономически неактивны.

В то же время нельзя не отметить объективное наличие препятствующих организации парка проблем, связанных с традиционной ведущейся хозяйственной деятельностью, наличием ряда собственников земельных участков и арендаторов лесных участков, заключивших соответствующие договоры на долгосрочной основе. Некоторые территории, предложенные к включению в границы национального парка, являются участками недр из состава распределённого фонда полезных ископаемых, на большинство которых уже выданы лицензии на использование недр в соответствующих целях. Кроме того, значительная часть проектируемой территории попадает в границы существующих охотопользований. Включению указанных участков в границы национального парка препятствует правовая неурегулированость ряда вопросов, связанных с прекращением прав на природные объекты и компенсацией убытков и потерь природопользователей. 

Экономические потери природопользователей и бюджетной системы в соотношении с возможными доходами от деятельности национального парка пока не проработаны.

С учетом минимизации сложностей и ресурсов по созданию национального парка разработчиком проекта предложен также «опорный» вариант размещения его  территории (общей площадью около 50 тыс. га.) включающий в себя несколько кластерных участков, в границах которых находятся типичные и наиболее аттрактивные с природно-экологической, научной и туристско-рекреационной точек зрения природные и культурные ландшафты. «Опорный» вариант охватывает части территорий Верхошижемского, Советского, Лебяжского, Нолинского, Котельничского и Слободского муниципальных районов Кировской области и оптимизирован по включённым в границы национального парка арендуемым частными предприятиями лесным участкам.

 Таким образом, предлагается рассмотреть создание в Кировской области особо охраняемой природной территории федерального значения категории «национальный парк» по краткосрочному (1 – 2 года реализации) «опорному» варианту на площади около 50 тыс. га и средне- и (или) долгосрочному (5 – 10 лет реализации после учреждения национального парка в соответствии с «опорным» вариантом) «перспективному» варианту на площади порядка 200 тыс. га. В отношении территорий, предложенных к включению в границы национального парка по «перспективному» варианту предлагается в последующем реализовать процедуру резервирования земель, отобразив данные решения в документах территориального планирования Кировской области и соответствующих муниципальных районов.

На основании вышеизложенного участники круглого стола решили:

1. Принять к сведению сообщение А.Н. Чемоданова «О ходе работ по проектированию на территории Кировской области особо охраняемой природной территории федерального значения – национальный парк».

Признать необходимость создания на территории Кировской области, в бассейне среднего течения реки Вятки (в секторе между устьем реки Моломы и Буя) и её притоков – малых рек, дренирующих структуру Вятского увала (Суводь, Ошеть, Ишеть, Какс, Немда и др.), а также в секторе между городом Слободской и устьем реки Чепцы, полноценной особо охраняемой природной территории федерального значения категории «национальный парк», отвечающей современным научным подходам к созданию подобных территорий и требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Согласиться с основными принципами создания парка.

2. Согласиться с мнением выступивших (Френкель М.О., Ашихмина Т.Я., Тарасова Е.М. и др.), что заповедник «Нургуш» занимает центральное место в контуре будущей системы особо охраняемых природных территорий Кировской области. Его развитие, как территории с наиболее жестким режимом природопользования, должно осуществляться самостоятельно без увязки с возможными траекториями создания национального парка.

3. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации  по мере готовности материалов проекта организовать и провести в соответствующих муниципальных районах Кировской области  и в Общественной палате Кировской области предварительные общественные обсуждения проектных материалов по созданию национального парка в Кировской области, включая обсуждение названия национального парка.

4. Рекомендовать Правительству Кировской области:

4.1. Провести анализ действующих в границах проектируемой территории национального парка проектов освоения лесов, договоров аренды лесных участков, лицензионных соглашений по использованию недр на предмет полноты отражения и проработки в указанных документах природоохранных мероприятий, в т.ч. мероприятий по лесовосстановлению, рекультивации земель и экологической реабилитации природных комплексов, а также на предмет соблюдения соответствующими природопользователями требований природоохранного законодательства;

4.2. Создать специальную комиссию (рабочую группу) по рассмотрению возможности осуществления компенсаций экономических потерь арендаторам лесных участков, недропользователям,  иным природопользователям, в связи с предполагаемым изъятием у них из пользования соответствующих объёмов добываемых природных ресурсов, и по выработке соответствующих экономико-правовых механизмов обеспечения этих компенсаций.

5. Рекомендовать Правительству Кировской области, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рабочей группе по созданию национального парка в Кировской области, принять предложенные разработчиком проекта создания национального парка опорный вариант создания национального парка на площади около 50 тыс. га и предложения по его дальнейшему развитию на площади порядка 200 тыс. га.  Принять данные варианты создания и развития национального парка в качестве базовых элементов стратегического планирования сети федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий в Кировской области.

6. Рекомендовать Правительству Кировской области, Законодательному Собранию Кировской области, Общественной палате Кировской области выйти с совместными законодательными инициативами в Федеральное Собрание Государственной Думы Российской Федерации по внесению необходимых поправок в соответствующие федеральные законы с целью правового урегулирования вопросов изменения прав на природные объекты, включаемые в национальный парк.

7. Рекомендовать Правительству Кировской области, Общественной палате Кировской области обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с ходатайством о продлении сроков работы над проектом создания национального парка в Кировской области, включая проведение необходимых дополнительных исследований, согласительных процедур и проведение общественных слушаний по материалам обоснования создания национального парка.

8. Рекомендовать разработчику проекта создания национального парка:

8.1. Предложить на обсуждение рабочей группы по созданию национального парка возможные сценарии социально-экономического развития территорий, прилегающих к планируемому к созданию национальному парку при различных территориальных и функциональных вариантах размещения национального парка, и представить данные предложения в Правительство Кировской области, муниципальные образования Кировской области, Общественную палату Кировской области;

8.2. Совместно с заинтересованными государственными органами, органами местного самоуправления, природопользователями произвести экономическое обоснование создания национального парка, как по опорному, так и по перспективному вариантам его размещения.

 

 





Вернуться к списку новостей


 
Поиск по сайту

Анонсы

Все анонсы

 

План работы

План работы

Позиции

  Формирование ОП КО Гражданский форум 2017 Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Юридические клиники Государственная поддержка ННО

© 2010-2018 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна