• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Документы » Резолюции » Круглый стол «Об обсуждении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Круглый стол «Об обсуждении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

22.04.2015 15:10:00

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола

на тему

 

«Об обсуждении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

 

22 апреля 2015 г.                                                                         г. Киров

 

22 апреля 2015 года Общественной палатой Кировской области с участием представителей департамента социального развития Кировской области, департамента образования Кировской области, департамента здравоохранения Кировской области, управления опеки и попечительства администрации
г. Кирова, представителей общественных организаций и других участников в рамках круглого стола был рассмотрен вопрос «Об обсуждении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №442-ФЗ).

По результатам обсуждения были выработаны следующие решения:

1. Принять к сведению информацию департамента социального развития Кировской области о реализации Федерального закона №442-ФЗ на территории Кировской области.

2. Отметить, что в Кировской области возникли следующие трудности при исполнении Федерального закона №442-ФЗ:

2.1. Определение перечня обстоятельств, в соответствии с которыми гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. Вопрос о соответствии обстоятельств и категорий несовершеннолетних, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относятся к лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, либо проживают в семьях и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся к категории семей, находящихся в социально опасном положении.

Новый Федеральный закон предусматривает предоставление социального обслуживания на заявительном принципе. Несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также члены семей находящихся в социально опасном положении, как правило, не осознают своих проблем, и соответственно не заявляют о них и не обращаются в  организации социального обслуживания. Специалистам организаций социального обслуживания приходится неоднократно посещать такие семьи и убеждать в необходимости получения социальных услуг. В свою очередь,  родители из этих семей, чаще всего настаивают на получении срочных потребительских услуг (материальная помощь, продуктовые наборы, получение вещей из соответствующего «банка») и не готовы  получать услуги в полустационарной форме, т.к. необходимо представить пакет документов для признания нуждающимися и предоставления услуг, а также быть активными партнерами в процессе социальной реабилитации.

Федеральным законом предусмотрено, что индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, и только для поставщика социальных услуг - обязательный. В этом случае, специалисты организаций социального обслуживания также сталкиваются с нежеланием получателя социальных услуг, из числа группы риска, выполнять обязательства для улучшения своей ситуации.

Из-за отсутствия четкой связи нового Федерального закона с Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» явной проблемой является признание нуждающимися несовершеннолетних, незамедлительно помещаемых в приюты по актам оперативного дежурного или заявлению родителя. Рассматривать вопрос о признании и разработке индивидуальной программы в таких случаях, в общий срок до 10 рабочих дней, не представляется возможным.

Аналогичная ситуация возникает при принятии на обслуживание лиц без определенного места жительства.

2.2.  Статьей 12 Федерального закона №442-ФЗ установлен отказ гражданину или получателю социальных услуг в предоставлении социального обслуживания в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, только при предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

В нарушение норм трудового законодательства специалисты организаций социального обслуживания должны предоставлять социальные услуги в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому, в том числе и гражданам, имеющим заболевания, представляющие угрозу для здоровья окружающих, так как в рамках действующего федерального законодательства у поставщика социальных услуг не имеется оснований для отказа, в том числе временного, по медицинским противопоказаниям.

2.3.  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» утвержден перечень доходов для расчета среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг.

Расчет среднедушевого дохода осуществляется на основании документов о составе семьи, доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 12 месяцев, а также принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Предоставление данного перечня документов вызывает затруднения у граждан и приводит к тому, что граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании  отказываются от предлагаемых социальных услуг.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 данного постановления при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации не определен перечень доходов, относящихся к иным аналогичным выплатам.

 

2.4. Изменились условия предоставления социальных услуг бесплатно, за плату или частичную плату, что отражается на численности граждан, обслуживаемых в полустационарной и надомной формах социального обслуживания в связи с установлением предельной величины среднедушевого дохода (1,5 ВПМ) и размера платы при частичной оплате за социальные услуги.

При этом граждане, перешедшие с частичной платы на условия предоставления социальных услуг за полную плату,  в целях экономии своих денежных средств уменьшили перечень оказываемых социальных услуг, что может привести к наступлению новых, в том числе более серьезных обстоятельств, влекущих ухудшение условий их жизнедеятельности.

Кроме того, может произойти уменьшение объема средств, взимаемых  с граждан за предоставление социальных услуг за плату, которые направляются на развитие учреждений, в том числе на выплаты стимулирующего характера в целях выполнения Указа Президента РФ № 597, что повлечет за собой  привлечение дополнительных средств за счет областного бюджета, а также отразится на качестве предоставления социальных услуг гражданам.

 

2.5. Сложности с применение статьи 15 Федерального закона №442-ФЗ: считаем, что для обеспечения единообразного применения закона на территории Российской Федерации, требуется разработка методических рекомендаций на федеральном уровне по применению данной статьи.

 

 

3. Отметить, что департаментом социального развития Кировской области предприняты следующие меры по улучшению сложившейся ситуации при реализации Федерального закона №442-ФЗ.

3.1. Направлено письмо в Минтруд России с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в статью 18 Федерального закона №442-ФЗ, дополнив её основанием для отказа, в том числе временного, в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме и в форме социального обслуживания на дому в связи с наличием у гражданина или получателя социальных услуг медицинских противопоказаний.  

3.2. Направлен запрос в Минтруд России для разъяснения, какие выплаты следует относить к аналогичным выплатам при расчете среднедушевого дохода граждан. 

 

4. Общественной палате Кировской области с приглашением представителей департамента социального развития Кировской области, департамента здравоохранения Кировской области, департамента образования Кировской области, управления опеки и попечительства администрации г. Кирова, общественных организаций и других заинтересованных лиц в конце сентября 2015 г. вернуться к рассмотрению вопроса «Об обсуждении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

 

 

 

 





Просмотров: 3916
Дата первого показа: 15.05.2015 16:27:52

Вернуться к списку новостей


© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна