• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Новости » Позиция » «Недоступная среда»

«Недоступная среда»

13.12.2017

В преамбуле Международной Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году, дано определение инвалидности, как результата взаимодействия между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами. В ней так же говорится, что государства-участники подписывая Конвенцию признают, что для инвалидов важна их личная самостоятельность, возможность вести независимый образ жизни.

С целью реализации положений Конвенции в 2012 году была принята целевая программа Кировской области «Доступная среда» как комплекс мер, устраняющих барьеры и позволяющих инвалидам самостоятельно (без посторонней помощи) реализовывать свои конституционные права, в полной мере и эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими.

Министерство социального развития Кировской области, как государственный заказчик-координатор Программы, при активном участии общественных организаций инвалидов составило перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, в который вошли объекты здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта, жилой фонд, транспорт, связь и иные объекты. На реализацию Программы до 2015 года было запланировано израсходовать консолидировано 1 млрд. 148 млн. рублей из бюджетов всех уровней и других источников. Как следует из официального отчета министерства, в 2012 – 2015 годы всего было израсходовано 375,7 млн. рублей.

Программа реализуется, средства осваиваются. Появляются пандусы, кнопки вызова у дверей, информационные таблички, низкопольный транспорт, только инвалидов-колясочников и слепых с белой тростью на улицах нашего города по-прежнему можно встретить не часто. Почему? Несовершенное законодательство, ненадлежащее его исполнение, недостаточно средств? И то, и другое и третье.

К сожалению, многими руководителями требования по обеспечению доступности находящихся в их ведении объектов воспринимаются необязательными, носящими рекомендательный характер в силу ничтожности штрафных санкций за их невыполнение. На сегодняшний день – это наложение административного штрафа на должностных лиц до 3 тыс. рублей, на юридических лиц – до 30 тыс. рублей. Даже в случае применения, такие «серьезные» санкции зачастую не воспринимаются ответственными лицами в серьез. Это уже вопрос к законодателям и надзорным органам. Но главной причиной неэффективной работы Программы, на мой взгляд, является отсутствие единого координационного центра, включающего в себя экспертный совет по доступности, уполномоченных представителей различных ведомств и общественных объединений инвалидов.

В настоящий момент анкетирование и паспортизация объектов осуществляются силами завхозов, которые при принятии своих решений, как правило, основываются на своих «ощущениях», смутном представлении о безбарьерной среде, принципах ее построения и приоритетах. Им не всегда известны специфические особенности различных категорий инвалидности, нет практического опыта в адаптации конкретных социально значимых объектов. Зачастую самым главным и единственным мероприятием является установка пандуса – «дорого и сердито!». Как итог подобного положения дел –формальный подход. Даже согласование паспорта с общественной организацией инвалидов, осуществляющей свою деятельность по месту размещения объекта, не гарантирует его полного соответствия требованиям, вследствие нехватки либо полного отсутствия в штате организации сертифицированных экспертов. Вот отсюда и пандус с уклоном больше положенного, и крыльцо со ступеньками, преодолеть которые лишь под силу спортсмену. А потом все это ломаем и перестраиваем.

Доступная среда начинается за порогом квартиры и для большинства инвалидов тяжелых категорий там и заканчивается. Даже если, собрав все силы и отзывчивых соседей, колясочнику удастся вырваться за пределы дома, там его ждет агрессивная городская среда с «убитыми» дорогами и тротуарами, общественным транспортом, который спеша набрать побольше пассажиров, зачастую не удосуживается подъехать к посадочной площадке. По Программе городом закупается низкопольный транспорт, но на сегодня им оснащены лишь 7 из 45 автобусных и 2 из 7 троллейбусных маршрута (по данным ЦДС). Есть маршруты, на которых бегают маленькие ПАЗики с узкими дверями и крутыми ступеньками. Центральной диспетчерской службе города, координирующей работу пассажирского транспорта, необходимо максимально рассредоточить по всем маршрутам низкопольный транспорт и задать определенную периодичность его следования для того, чтобы нуждающиеся в нем люди могли бы спланировать свой маршрут. Неплохо было бы для наглядности на карте онлайн сервиса по отслеживанию передвижения транспорта, низкопольный выделить другим цветом.

Эту и многие подобные проблемы могло бы решить создание экспертного совета, состоящего из сертифицированных экспертов, прошедших специальную подготовку. Он мог бы квалифицированно проводить комплексное технолого-функциональное аудирование (сертификацию) среды доступности с выдачей сертификата соответствия, подтверждающего уровень мероприятий и порядок устранения препятствий и барьеров при формировании достоверных сведений доступности на объектах. Но самая главная его роль в условиях ограниченного финансирования «Доступной среды» - это реализация принципа «разумного приспособления». Это механизм, позволяющий ориентироваться на разумные меры, создающие условия жизнедеятельности инвалидов в степени, необходимой и достаточной для конкретной ситуации. Компетентный, взвешенный подход в этом непростом деле, безусловно, должен привести к оптимизации расходов.

Создание доступного транспорта, путей следования, объектов, услуг и информации – весь комплекс задач по обеспечению безбарьерной среды должен решаться на основе скоординированных действий всех структур и ведомств, услугами которых пользуются инвалиды и другие категории маломобильных групп населения. Мало толку от абсолютно доступного учреждения, если до него невозможно самостоятельно добраться.

Конечно, 10 лет назад мы только мечтали о доступности, завидуя европейцам. Сейчас можно констатировать – процесс запущен и точно не будет остановлен. Сделано уже не мало – в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов среда улучшается. Министерством социального развития создан портал «Доступная среда», на котором размещена информация о доступности объектов Кировской области, минобразования – создаются условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, минздравом – ведется работа по оснащению учреждений здравоохранения специальными приспособлениями. Медленно, но уверенно становятся все доступнее поликлиники, школы, магазины, объекты культуры, вокзалы, аэропорт… Нас приветливо встречает специально обученный персонал, доброжелательный сопровождающий помогает пройти до места получения услуги. Все это замечательно, только принцип «самостоятельности» инвалида, как основополагающей цели Конвенции, к сожалению, пока не реализован.



Вернуться к списку публикаций

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна