• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Новости » Позиция » Сохранение школы – сохранение села

Сохранение школы – сохранение села

21.11.2011


Сельская школа в Российской Федерации – массовый тип учебных заведений. В Кировской области 420 общеобразовательных учреждений расположены в сельской местности. В них обучается каждый пятый школьник области.

Общеизвестный факт, что школа в деревне, в селе – это залог стабильности, центр культуры, просветительской работы как для детей, так и для взрослых.

Закрытие сельских малочисленных школ в районах области вызывает озабоченность населения. Только в 2010 году на территории области закрыто 15 школ, из них 10 – в сельских населенных пунктах: 6 начальных, 4 основных. Кроме того, закрыты 8 школ - филиалов, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования.

Несмотря на известные недостатки (замкнутый социум, дефицит общения учащихся, невозможность использования общих методик обучения и воспитания) и высокие экономические затраты на содержание малочисленных сельских школ, их наличие в системе образования всегда считалось обязательным и в первую очередь опять же потому, что они являются важным социальным фактором.

Ликвидация школы и исчезновение населенного пункта взаимосвязаны. Что причина, а что следствие – решается в каждом отдельном случае. Но пока в комплексе не будут решены социально-экономические проблемы сельских территорий, проблемы малочисленных сельских школ не решатся.

Решение экономических, демографических, структурных и педагогических проблем сельских малочисленных и малокомплектных школ нам видится так:
• специальная подготовка учителя для малочисленной сельской школы, которому приходится вести сразу несколько предметов, овладевать методикой обучения в классе-комплекте;
• разработка учебного плана, программ, учебников именно для малочисленных сельских школ, дополнительных методических пособий, учитывающих специфику малочисленности и малокомплектности;
• обеспечение учителей, приезжающих работать в сельскую школу, благоустроенным отдельным жильем. Участие области в проекте «Школьный дом» - частичное решение этой задачи;
• повышение заработной платы учителя до уровня, который сделает эту профессию привлекательной даже для молодежи.

В случае закрытия школы муниципальные власти обязаны нести ответственность за сохранность зданий и их рациональное использование, чтобы снизить расходы на их восстановление в случае необходимости.

Мы уверены, что сохранение малых сел и развитие их инфраструктуры не более затратно, чем строительство и содержание интернатов для приезжающих в базовые школы учеников, приобретение и содержание школьных автобусов, дорогостоящее оборудование для дистанционного обучения детей из глубинки…

Член Комиссии по образованию, науке и культуре ОПКО, член КРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание», заслуженный учитель РФ                                                               
Г.А. Кропанева

Член Комиссии по образованию, науке и культуре ОПКО, директор МОУ «Стрижевская СОШ № 1», Оричевский район  
Е.И. Саитгараева

Вернуться к списку публикаций

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна