Главная страница » Новости » Позиция » Хотя бы не мешайте Хотя бы не мешайте04.03.2013В нашей области работы по формированию системы экологического образования начались еще с начала 90-х годов, и мы в этой сфере достигли заметных успехов на тот период времени.Затем пошла волна разрушений достигнутого и вот сейчас, кажется, вновь возвращаемся к позициям, близким к исходным. Полностью согласен с мнением, что "о возрождении экологического образования пока речи не идет". Для этого с позиций современных знаний о проблемах окружающей среды и природопользования и требований к образовательному процессу нужно значительно большее, чем 20 лет назад. И само, может быть главное - преодолеть внесистемные представления о развитии общества и природы, раздробленность наук, этические представления о системе ценностей, преодолеть технократическое потребительское мировоззрение, в первую очередь у самих учителей, лежащее в основе большинства принимаемых решений. Но с чего -то надо начинать, и помнить, что самая совершенная система знаний не в состоянии гарантировать экологическую безопасность, если она не будет подкреплена практическими действиями государства, бизнеса и гражданского общества. Пресс-служба Общественной палаты РФ «Этот год объявлен годом окружающей среды — не только в России, но и во всех странах СНГ. Но не думаю, что это грозит каким-то глобальным поворотом экономики в плане экологии», — заявил директор Института устойчивого развития ОП РФ Владимир Захаров, открывая заседание «Устойчивое развитие: образование и молодежное движение». Вместе с тем Захаров предложил создавать специальные общественные Советы, которые бы вырабатывали предложения и продвигали идеи, касающиеся устойчивого развития. «Сейчас словосочетание „экологическое образование“ вызывает некоторую досаду и недоумение — и действительно, мы были свидетелями того, как происходила подмена понятий, когда под экологическим образованием воспринималось все, что угодно», — сказала Екатерина Колесова, эксперт Института устойчивого развития и представитель нескольких общественных организаций. Она сообщила, что теперь основания для оптимизма дает появившаяся информация о том, что министр образования Сергей Ливанов будет поддерживать экологическое образование, а также то, что в министерстве появился человек, который отвечает за реализацию стандартов образования, в том числе и экологического. «Софья Мозглякова — профессионал в сфере экологического образования и человек, заинтересованный в его развитии. Мы понимаем, как это важно, когда в аппарате появляется человек, который намерен проводить эти идеи, и при этом сам является специалистом в эколого-образовательной среде», — подчеркнула Екатерина Колесова. По словам Колесовой, о возрождении экологического образования пока речи не идет, но уже можно говорить о его «неком ремейке». Эксперт напомнила о новых стандартах образования, которые уже начали внедряться в некоторые школы страны, и которые уже вызвали ряд вопросов среди учителей. Например, особое недоумение вызвала ставящая в тупик формулировка «экосистемная познавательная модель». По словам эксперта, замешательство также вызвали фразы «формирование представления о НЕрациональном использовании энергоресурсов», «экологическое качество окружающей среды» и несколько других неясных формулировок. Однако, как сообщила Колесова, словосочетания «здоровый образ жизни», «устойчивое развитие территорий», «экологическая культура» встречаются в новых стандартах образования неоднократно, «что уже говорит о неких приоритетах», но при этом экология как предмет будет преподаваться по выбору и начиная только с 10 класса, поэтому больше надежд возлагается на такие предметы, как география и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ирина Федоренко из Владивостока рассказала о своем позитивном опыте, когда в 2008 году она вместе с друзьями, получив из-за рубежа грант в $500, создала учебные планы и ходила по школам, проводя игры и тренинги со школьниками, через которые они познавали смысл устойчивого развития. Затем это объединение молодых энтузиастов создало организацию «Green light», перешло на проектную деятельность и стало проводить всевозможные фестивали, выставки, акции. И уже по итогам первого года работы организация была признана лучшим экологическим проектом по вовлечению молодежи в Европе. «Сейчас в нашу деятельность вовлечено уже 5000 тысяч человек. Нам удалось выстроить хорошие отношения с администрацией города, с университетами, молодежными организациями. Студенты, независимо от специальности, охотно участвуют в наших проектах, потому что им интересно попробовать себя в новом качестве, к тому же потом они получают за это грамоты, поощрения и стипендии от вузов. Школьники занимаются этим, потому что им весело, и они тоже получают грамоты, которые, как они верят, помогут поступить им в университеты. А администрация дает нам все ресурсы, включая помещения и даже какие-то деньги, а взамен она получает рабочую силу в лице нас», — рассказала Федоренко. Она предложила распространять этот опыт в других регионах или «хотя бы не мешать» деятельности молодежных объединений, посетовав на то, что местные органы власти не дали зарегистрироваться им в качестве некоммерческой организации из-за того, что они якобы являются «иностранными агентами». |
Анонсы22.04.2024 В 15:00
Комиссия по развитию институтов гражданского общества, реализации государственной национальной политики и взаимодействию со СМИПлан работыПозиции |
© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна