• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Новости » Позиция » Особенности регресса современного человеческого общества или вперед в средневековье!

Особенности регресса современного человеческого общества или вперед в средневековье!

27.12.2010

Апокалиптические настроения, мелькавшие в момент смены веков и тысячелетий, в нашем мире на страницах периодики, сейчас вроде бы ушли в прошлое. Но острое ощущение неблагополучия современной человеческой цивилизации на Земле по-прежнему владеет очень многими умами. Неизбежность появления антиглобализма ясна всем. Это чувственный (простой как мычание) ответ обычных людей, ощущающих себя, стремительно падающими с лестницы национальной культуры и истории в пропасть, в пустоту, в ничто. Природный здравый смысл людей инстинктивно протестует против того – куда все быстрее и быстрее катится человечество. Он еще не полностью заглушен шумом внешней жизни.

Впрочем, в сущности, нас всех не устраивает основной вектор развития современного общества. Просто, чаще всего, мы не сознаемся в этом даже самим себе. Попробуем бросить общий взгляд на исторический путь нашей цивилизации. Что мы имеем? Что мы потеряли? Что приобрели и кем в конце концов стали? Именно на эти темы автор статьи и попытается, в меру своих сил порассуждать.

Американская (технократическая) схема и стратегия развития мира иллюзорна и бессмысленна. Она неизбежно должна обрушиться на головы своих строителей. В основе ее лежит очень примитивная идея – всего должно быть больше: машин, денег, комфорта и удобств, власти для США, свободы для американцев… И чем всего этого будет больше – тем мир и отдельный человек станут счастливее.

Но технический прогресс и счастье отдельного человека  - это совершенно разные вещи, расположенные в разных плоскостях и друг от друга не зависящие. Техническая цивилизация украла многие составные счастливой человеческой жизни. Людская душа не просто обеднена 20 веком. Она как рыба выкинута из воды на сушу, где медленно умирает.

Возможно, всерьез никто еще подробно не писал о пользе национализма и изоляционизма для отдельного человека и любой национальной культуры. Это вовсе не значит, что я приветствую фашизм и коммунизм. Боже упаси! Но элемент неповторимости и уникальности в развитии любой нации, действительно, должен отстояться и дистиллироваться. Только тогда он проявится в плодах самостоятельного творчества нации.

К 21 веку значительная часть населения индустриально развитых стран мира лишилась, сама того не замечая, существенных элементов счастливой и душевно комфортной жизни. Мир, в котором мы живем, сильно оскудел для человека, его чувств и эмоций. Повсеместно значительно ухудшилось качество нашей пищи, воды, воздуха. Это не так мало! Это то, чем мы пользуемся ежедневно и постоянно, что в какой-то мере создает нас. Ущерб в этих радостях и ощущениях здоровой жизни не восполним ничем.

Мир, в котором мы живем, лишился крестьянства – самого массового и культуроносного слоя прежних эпох. Именно крестьянство было живородящей основой для национального языка и культуры в целом. С гибелью крестьян (фермеры и батраки не в счет) из мира исчезло его вековая традиционная основа человечности. Условно говоря, мир стал песком без извести. Не только смотреть, но и самому петь, плясать; не только наслаждаться – пассивно созерцать, но и самому участвовать – вот это активное творческое начало в человеке, естественное для крестьянства погибло.

Узкая рафинированная профессиональная культура для верхних слоев общества прошлых веков стала навязываться всем как единый стандартный образец. Тысячелетняя история крестьянства в России завершена, но тепло недавно прогоревшей печки еще согревает русскую культуру. Впрочем, надолго его не хватит.

Установка на восприятие, а не на созидание создала массовую культуру, рассчитанную не на среднего человека, а на среднего идиота. Колоссальное оглупление и обеднение чувств, мыслей, строя жизни общества уже во второй половине 20 века заметно всем. Торжествующая пошлость и кретинизм американского кинематографа, ставшего образцом для прочих национальных киноиндустрий – яркое доказательство этих слов. Спекулятивная, псевдогуманитарная массовая культура утратила жизненную основу и в существенных своих основах маргинальна.

Мир, в котором мы живем, стал значительно меньше и уже, чем мир человека в средние века или, допустим, в 19 веке. Скоростные средства передвижения и связи очень сильно сжали его. Городская скученность (вместо домов – квартиры) делают тяжелым и трудно выносимым повседневный быт каждого горожанина – и бедняка, и богача. Все увеличивающаяся техническая сложность жизнеобеспечивающих структур делают людей заложниками противоречивого городского сервиса. В последнем слишком много мнимого комфорта. Иллюзорная полезность техноокружения человека (приносящего миру больше вреда, чем пользы) обессмысливает жизнь человека в целом, лишает его в жизни самых главных вещей: уверенности в себе, в завтрашнем дне, самостоятельной жизненной философии.

Жизнь отдельного человека в нашем мире наполнена мыслями и поступками, лишенными связи и смысла. Все случайно и иллюзорно: радость и горе, любовь и ненависть… Эмоциональная убогость мира человека (ни слез – ни смеха) компенсируется внешним допингом: кино, телевидение, пресса, индустрия развлечений. Человек, потеряв собственные ноги, стал в мире чувств и эмоций на искусственные подпорки – костыли.

Нам уже кажутся нарочитыми классические пьесы, романы, где люди часто и подолгу плачут и смеются. Но так было в реальной жизни прежних эпох. Нашим современникам нужен искуственный смех зала.

Псевдодемократичный мир начала 21 века лишился иерархии и ритуала. Но основой высокой интеллектуальной культуры средних веков была именно аристократия. Все могут быть всем! Еще один американский стандарт. Здесь, правда, немало социалистического влияния. Да, Иосиф Джугашвили стал царем в своей империи, но я соглашусь с его матерью – лучше бы он стал священником. В этом случае, в его жизни было бы гораздо больше счастья.

20 век – это кардинальное изменение векторов развития человечества. Создано общество, идущее только по вертикали. Но как жить когда всю жизнь ползешь по отвесной стене? 20 век – это непосильное человеку ускорение ритма жизни, скорости развития общества. Историческое время сжимается как пружина. Прав Сергей Капица, произошла коренная смена условий жизни людей, причем в течение жизни одного поколения. Люди из одной исторической эпохи быстро переместились в другую, в которой они жить не могут и не хотят.

Дискомфорт миллионов чреват социальным взрывом или глубинными социальными сдвигами. Исчезла почва под ногами миллионов людей.
Они живут в воздухе, что достаточно затруднительно. Мы неспособны жить быстрее. Природа человека не может адаптироваться к темпу и ритму все ускоряющейся жизни. Все основные процессы развития вышли из под контроля людей. Это иллюзия, что мы управляем современной цивилизацией. Она сама стремительно мчит нас в пропасть. Уже очевидно, что к середине XXI века произойдет мощный взрыв исторического времени.

Определенным образом, это может быть связано с законом равновесия природы. Человек не враг и не друг природы (хотя в прошлом был ее частью). Он развивается сейчас отдельно, и любой легкий щелчок природной системы может стереть его с лица Земли. Нарастание цивилизационной напряженности породит оригинальные и неожиданные бедствия для человечества, Которые быстро поставят его на грань исчезновения. Спид при этом покажется детство игрушкой. От действий человека, обществ и правительств, фактически, ничего не зависит. Процессы стихийны и неуправляемы.

Расширение исторической времени человечества в прошлом, утончение его в настоящем и полное закрытие горизонта в будущем – явно заметны сегодня всем. Закон пульсации исторического времени перестал срабатывать. Главная причина этого – вышедшее из-под контроля безудержное развитие техники.

Русский философ Алексей Лосев (1893-1988) справедливо рассуждал еще будучи заключенным в начале 1930-х на Беломор-канале: примат техники над обществом гибелен для последнего. Ведь техника ¬ это замена организма механизмом, а стремление к такой замене – путь к вырождению и пустоте. Средство превращается в цель. В конечном счете придут пустота и духовная смерть. Отказ от органических проблем жизни и наваждение дешевых схем – это гибель культуры, цельность человека вообще.

Спорить с этим бессмысленно. Быстрая каша в пищу, быстрая известь для стройки, быстрая любовь, быстрая жизнь и быстрая (случайная) смерть – все это показатели низкого качества современной жизни. Лишь медленное, ручное изготовление чего либо (по человеку) дают жизни вкус и цвет, насыщенность человечностью. Консервативные традиции имеют существенное благо. В крестьянской патриархальности есть размеренность и привычность обжитого мира, счастье знакомой в мелочах жизни.

Ценности повседневной жизни, созданной в человеческом масштабе, – это самое главное из ценностей прошлого, утраченное нами сегодня. Современная жизнь, все ускоряясь, идет от реалии к фикциям. Упадок и угасание духовного, самостоятельного творчества человека, народа, нации – повсеместны. Убыль духа, живой энергетики ощущает каждый.

Моноистория американского миропорядка – это мыльный пузырь, самое массовое заблуждение последних десятилетий. Отсюда распад основного творения человеческой истории последних тысячелетий – распад человека.

Регресс человеческого общества в ХХ веке несомненно. Пути выхода из исторического тупика неизвестны. Утерянные человеком ценности, в значительной мере невосстановимы.

Виктор Бердинских,
член комиссии по образованию, науке и культуры,
доктор исторических наук.


Вернуться к списку публикаций

 
Поиск по сайту

Анонсы

Все анонсы

 

План работы

План работы

Позиции

  Гражданский форум Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Государственная поддержка ННО Региональный грантовый конкурс

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна