• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Новости » Позиция » Почему в Кировской области буксует реформа здравоохранения?

Почему в Кировской области буксует реформа здравоохранения?

09.03.2011

Модернизация здравоохранения области необходима. Организация медпомощи в России не оптимальна и не очень современна. Во многих странах действует успешная модель, на которую есть смысл ориентироваться, и переносить акцент на амбулаторную помощь. Но для этого должно быть создано сильное амбулаторное звено, которого у нас нет.

Реформы нужны, но их нужно проводить очень корректно по отношению к пациентам и медработникам. У нас стали закрывать участковые больницы, не создав сеть  эффективных и экономичных отделений врачей общей практики (ВОП). Прежде чем разрушать старую систему, нужно было создать альтернативу.

Основным звеном первичного здравоохранения являются «семейные врачи» или «врачи общей практики». Врач общей практики (ВОП) - это миниполиклиника в лице одного врача, в которой не бывает очередей. У семейного врача  есть знания и оборудование, чтобы оказать помощь при самых разных заболеваниях. С ним работают фельдшер и медсестра. У него есть отремонтированное и соответствующее стандарту помещение для офиса, есть машина и водитель. Он всегда может выехать к больному и отвезти его в ЦРБ. Людям не обязательно ложиться в стационар, чтобы подлечить, например, суставы. Врач общей практики назначит уколы, а медсестра сделает их на дому. Если инфаркт, инсульт, пневмония, аппендицит  – приедет «скорая» и увезёт в ЦРБ. Это идеальная система.

Но у нас эта система отсутствует. Подавляющее число ВОПов не имеют своих офисов, не имеют 2-х средних медработников, нет должного оборудования и машин. Они работают как обыкновенные участковые врачи.  Вероятно, надо было создать областную целевую Программу по созданию обще-врачебных практик, были бы и четкий график открытия офисов ВОП в поселениях и ответственные персоны и контрольно-координационный совет. Эта программа должна  быть широко доступной жителям  области.

Один ВОП должен обслуживать 1200  взрослых и детей. В районах с низкой плотностью населения возможно по желанию муниципальных властей открывать офис ВОП и на 1000 взрослого и детского населения. Врачу общей практики должны подчиняться несколько ФАПов. Если бы эта система работала, население гораздо спокойнее отнеслось бы к сокращению коек и к закрытию участковых больниц.

 Как должен открываться офис врача общей практики? Муниципальные власти должны предоставить отремонтированное помещение для офиса, квартиры медработникам, может быть какие-то льготы и надбавки. Областной и муниципальный бюджет финансируют приобретение оборудования, а учатся ВОПы за федеральные деньги. Таким образом, все участники процесса должны выполнять свои обязанности.

Главы муниципалитетов часто жалуются: к нам не едут работать врачи. А почему собственно они должны ехать? Нет жилья, нет зарплат, нет нормальных оборудованных офисов, нет машин. У нас молодые врачи, получая максимум 7-8 тысяч, не могут снимать жильё. Они бегут из области! В Коми, например, им сразу дают малосемейку, а через год квартиру. В Перми, Москве, Екатеринбурге доплачивают неплохую надбавку. Более того, многие ВОПы работают с большой перегрузкой: некоторые главные врачи ЦРБ «вешают» на ВОПа  большие, чем положено,  участки, экстренную помощь, работу в дневном стационаре на большое число коек. Конечно, врачи часто бегут с такой работы. А был бы контрольно-координационный совет при Программе обще-врачебной практики, можно было бы пресекать подобные ситуации. 

ФАПы – это отдельная проблема. ФАПы вообще нельзя закрывать! В небольших поселениях это единственная возможность измерить давление, получить неотложную помощь при сердечном приступе, травме, проконтролировать состояние беременной. От ФАПов  нельзя требовать, чтобы они себя экономически оправдывали. Их надо дотировать  за счет муниципального или областного  бюджета, если они не могут на себя заработать через систему ОМС. Жители области  не виноваты, что у нас низкая плотность и большой разброс населения. Первичная медпомощь должна быть в шаговой доступности. 

Жителям области надо  настаивать на всех уровнях, чтобы открывали офисы ВОП в должном количестве (1 офис на 1200 – 1000 населения). При отсутствии нормальной медицинской помощи в поселении надо  писать главврачу ЦРБ, главе муниципального поселения,  в департамент здравоохранения. Прислали отписку – идите в прокуратуру, к уполномоченному по правам человека, в общественную палату, обращайтесь в приемную В.В.Путина, в общественную палату РФ, к президенту РФ.

Если мы хотим построить гражданское общество, то членам гражданского общества  надо учиться общаться друг с другом. До того, как начинать реформы, было бы целесообразно принять областную целевую программу по созданию системы врачей общей практики, прописать в ней ответственность по каждому этапу и блоку, механизмы контроля. Хорошо бы ее курировал губернатор лично, так как он единственный авторитет для глав муниципалитетов. Программа должна содержать  для каждого поселения «дорожную карту» организации медицинской помощи, которая обсуждена с муниципальными властями и самими гражданами. Было бы правильно в каждом населённом пункте объяснить людям, почему идёт реорганизация, как будет организована медпомощь. А многое было сделано без объяснений. Это тоже вызывает протест.

Таким образом:
•    Модернизация здравоохранения необходима;
•    Основная идея – сокращение стационарного звена и значительное развитие и модернизация амбулаторного звена;
•    Основу амбулаторного звена должны составить «семейные врачи» или «врачи общей практики», 1 врач на 1200 взрослых и детей;
•    У семейного врача должен быть оборудованный офис и машина;
•    Необходима областная целевая программа по развитию общеврачебных практик;
•     Сначала необходимо открыть достаточное количество офисов врачей общей практики, а затем сокращать койки и закрывать участковые больницы;
•    Первичная медпомощь должна быть в «шаговой доступности» для всех жителей области – это основное. 


Вернуться к списку публикаций

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна