• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Новости » Позиция » Гражданская пассивность

Гражданская пассивность

20.07.2011

В период кардинальных для России социально-экономических, политических и культурных преобразований, направленных на создание подлинно демократического, правового, социально ориентированного государства, важно вовлечь в этот процесс максимально большее количество граждан страны.

Серьезным препятствием на пути комплексных социокультурных изменений является высокий уровень гражданской пассивности россиян.

Становление новых экономических и политических отношений, новых духовных ценностей, вхождение России в мировую цивилизацию обращают каждого россиянина к общечеловеческим идеалам, важнейшим из которых является свобода. Российское общество становится свободным, но научиться строить свою жизнь самостоятельно, без подсказки и принуждения чрезвычайно сложно, ведь подлинная свобода предполагает личную ответственность, несовместимую с гражданской пассивностью как своеобразной формой «бегства от свободы». 

Развитые формы демократии - это результат усложнения общества, его самоорганизации, нового распределения функций между элементами системы, налаживания обратной связи между управленческой и иными подсистемами. Гражданская пассивность при этом возникает как проявление архаизации в поведении населения, как его реакция на незнакомую ситуацию.  Люди отвечали на вызовы истории, в частности на попытки реформ, не на языке диалога, но, скорее, на языке насилия, бунтом, попытками сломить источники угроз, прежде всего государство. Второй вариант ответа - проявление гражданской пассивности в форме прямого бегства от власти государства, игнорирования попыток власти изменить массовое поведение, образ жизни и т.д., стремления «не слезать с печи», отказа поддерживать власть, игнорирования ее, полагая, что «барин дурит»1.

Изначальным источником гражданской пассивности была реакция на действие силы, которая и сейчас остается одной из причин, порождающих неуверенность людей, страх за свое существование и покорность чужой политической воле. Важно отметить, что в основе гражданской пассивности может быть как реальное использование силы, так и угроза ее применения. Второй вариант можно рассматривать и как самостоятельный источник гражданской пассивности, который западные социологи и политологи называют принуждением.

Манипуляция тоже может порождать гражданскую пассивность.  Подобно принуждению, побуждение подразумевает нежелание объекта следовать команде субъекта без внешнего стимула, предложенного субъектом. Но если при принуждении гражданская пассивность возникает как следствие угрозы негативных санкций, то побуждение связано с обещанием вознаграждения (позитивными санкциями).

Отсутствие знаний, опыта, информации и особых навыков всегда становились серьезным ограничением общественной активности индивидов и социальных групп. Особенно это характерно для развитого социума.

К основным условиям, определяющим уровень и формы гражданской пассивности в современном демократическом обществе  относится: 1) уровень развития гражданского общества; 2) уровень правовой и политической культуры; 3) уровень легитимности власти.

Слабо организованное гражданское общество - одно из условий гражданской пассивности.

Нынешнее демократическое общество с его возрастающим эгоцентризмом атомизирует жизнь граждан, выдвигая сферу личных интересов на первый план, делая личные интересы приоритетными над прочими. Отсюда рост гражданской активности в таких обществах отмечается лишь в период общественных кризисов.

Низкий уровень правовой и политической культуры населения - еще один фактор гражданской пассивности. До тех пор, пока политическая и правовая культура граждан не вырастут до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут созданы и реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека, уделом значительной части граждан будет пассивное принятие существующего положения дел, «бегство» от политической жизни общества.

Отсутствие легитимности власти - еще одно серьезное условие, способствующее развитию гражданской пассивности. Если у населения возникает скептическое отношение к демократическим институтам власти, реально существующим в стране, а также недоверие по поводу честности проводимых выборов и т. д., то это может порождать, как стремление бороться с существующим положением, так и пассивное принятие ситуации.

Свои гражданские права иногда не использует наиболее образованная и активная часть россиян, добившаяся значительных успехов в бизнесе, науке, искусстве и т.д. Эта часть населения (в основной своей массе) является носителем демократических взглядов и убеждений. Подобного рода гражданская пассивность - это побочное явление самой демократии (это свидетельствует о том, что ее нужно и далее совершенствовать), в условиях которой многие члены социума полагаются (прежде всего) на свои собственные возможности.

Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, подтверждают рост уровня гражданской пассивности россиян. С точки зрения поведенческого аспекта сегодня уровень гражданской пассивности в России достигает - 51,1%, а в некоторых регионах эта цифра гораздо выше.

Все эти явления характерны и для Кировской области. Разобщенность, патернализм, крайние протестные формы проявления гражданской активности, блокирующие и тормозящие многие инициативы (государственные и общественные), а зачастую просто равнодушие мешают развитию Гражданского общества.

Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Путь выхода из данной проблемы кажется на первый взгляд простым и понятным:
- создание в Кировской области хорошо организованного гражданского общества;
- создание социальной инфраструктуры покрывающей всю территорию Кировской области  (Центры гражданской активности);
- сбор информации по социальной проблематике; Создание общей базы данных (совместно с государственными  социальными службами, Общественной палатой, НКО и т.д.)
- выявление социально активных людей, групп, НКО. Формирование «реальной» (не виртуальной) социальной сети взаимодействия;
- разработка, поиск и реализация социально значимых проектов;

Организация и проведение благотворительных мероприятий, акций. Развитие волонтерства и добровольчества.
- взаимодействие и участие в реализации  проектов социальных партнеров (власть, бизнес, Общественная палата, НКО и т.д.),
- взаимодействие с другими регионами в рамках обмена опытом и обучения;
- проведение семинаров,  лекций, консультаций, круглых столов.
 - разработка методических материалов;
 - создание широкого информационного поля освещающего общественную деятельность;

Разработка новой модели развития общества, социально-активной и социально-ответственной, а так же, расширение масштабов эффективно организованных коллективных действий, охватывающих, все области взаимодействия и взаимозависимости всех социальных партнеров и есть путь к развитию гражданского общества

Обеспечение социальной безопасности и стабильности ложится в равной степени на государство, бизнес, неправительственные организации, гражданское общество в целом и отдельных граждан в частности. А осознание своей социальной ответственности всеми социальными партнерами следует признать важнейшим фактором общественного развития. И необходимость объединения усилий становится очевидной для всех.

Успешное проведение реформ в социальной области возможно только при активном участии  гражданского общества, активизации и включения в процесс решения социально-значимых вопросов каждого жителя Кировской области.

Только имея поддержку и доверие общества, государство может успешно реализовывать свою политику, как экономическую, так и социальную, и иметь право называться социальным государством. Социальное государство стоит как бы на трех китах: социальная справедливость, социальная ответственность и социальное партнерство. Внедрение этих идей и их реализация во многом зависят от наличия гражданского общества в стране и уровня его развития. И зрелость любого общества определяется способностью его членов планировать цели развития и добиваться их достижения.


В статье использованы материалы диссертации Краевого Ю. Г.: «Гражданская пассивность как социальный феномен: Природа и особенности проявления в современной России»



Вернуться к списку публикаций

 
Поиск по сайту

Анонсы

Все анонсы

 

План работы

План работы

Позиции

  Гражданский форум Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Государственная поддержка ННО Региональный грантовый конкурс

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна