• главная
  • поиск
  • карта сайта

(8332) 64-54-30

Комиссии

  Нулевые чтения Юридические клиники Общественная наблюдательная комиссия Кировской области
Главная страница » Деятельность » Заключение общественной экспертизы проекта закона области «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Кировской области юридической помощи бесплатно»

Заключение общественной экспертизы проекта закона области «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Кировской области юридической помощи бесплатно»

16.12.2010 15:47:00

УТВЕРЖДЕНО
Решением совета
Общественной палаты
Кировской области
от 16.12.2010 № 16С-3

Заключение
Общественной палаты Кировской области
по результатам общественной экспертизы проекта закона области
«Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации
на территории Кировской области юридической помощи бесплатно»

Общественной палатой Кировской области, в соответствии с Законом области от 04.06.2009 № 375-ЗО «Об Общественной палате Кировской области» и Положением «О порядке проведения общественной экспертизы Общественной палаты Кировской области», проведена общественная экспертиза проекта закона области «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Кировской области юридической помощи бесплатно» (далее – законопроект).

По итогам рассмотрения законопроекта Общественная палата пришла к следующему заключению:

Социальная значимость законопроекта очевидна. Учитывая, что в области отсутствует нормативный акт, определяющий исполнение положений федерального законодательства и категорию граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, основания и перечень документов, необходимых для реализации закрепленного правомочия, Общественная палата пришла к выводу, что принятие закона необходимо.

Анализ проекта закона показал, что субъектами социально-экономических отношений, получающими выгоду от принятия нормативного правового акта являются социально незащищенные категории граждан, а именно граждане Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.

Однако, Общественная палата считает, что в соответствии с данным проектом оказание бесплатной юридической помощи не распространяется на такие социально незащищенные слои населения как инвалиды и родители детей инвалидов, в связи с чем, считаем целесообразным дополнить документ соответствующими нормами (текст предложенного дополнения ниже).

Кроме того, действие данного закона не распространяется на лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих законно на территории Кировской области, чем могут быть ущемлены их права.

Ресурсный потенциал, необходимый для реализации нормативного акта (меры финансового, информационного и организационного обеспечения) проектом предусмотрен. В соответствии с проектом закона компенсация расходов адвокату, оказывающего юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Кировской области бесплатно, осуществляется за счет средств областного бюджета Кировской области в порядке, установленном Правительством Кировской области.

Кроме вышеуказанного, Общественная палата предлагает дополнительно проработать некоторые нормы проекта и обращает внимание авторов проекта закона на следующие моменты:

1. Преамбулу законопроекта после слов «связанные с определением» целесообразно дополнить словами «категорий граждан, имеющих право на получение юридической помощи», исходя из необходимости дополнить законопроект такой категорией граждан для получения бесплатной юридической помощи, как инвалиды и родители детей инвалидов.
2. Статью 2 законопроекта закона предлагается изложить в редакции Федерального закона об адвокатской деятельности, дополнив категорией инвалидов и родителей детей инвалидов. Считаем что указание всех категорий граждан необходимо, дабы не создавать дополнительных сложностей населению в понимании данного документа. Предлагается следующая редакция:
«Статья 2.
1. Юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кировской области в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
2) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам, родителям детей инвалидов - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.
2. Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
3. В пункте 1 части 1 статьи 3 проекта предлагаем исключить словосочетание «и основания ее предоставления», так как данная редакция не понятна и не корректна, т.е. прочитав данную норму нельзя однозначно понять, что именно должен указать в заявлении заявитель.
Пункт 4 части 1 статьи 3 проекта предлагаем дополнить словосочетанием «удостоверение инвалида». Кроме того предложение  дополнить словами « (в случае подпадания под категорию)».
Пункт 5 части 1 статьи 3 дополнить словами « (в случае подпадания под категорию)».
4. Первое предложение части 1 статьи 4 проекта предлагаем сформулировать следующим образом: «Документы, необходимые для получения бесплатной юридической подаются руководителю адвокатского образования, либо адвокату.
Статью 4 проекта предлагаем дополнить пунктом 2 следующего содержания: «Рассмотрение документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи руководителем адвокатского образования, адвокатом осуществляется в срок, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения необходимых документов». Установление процессуальных сроков рассмотрения документов, поступивших от граждан обусловлено необходимостью определения момента начала оказания услуги гражданину по предоставлению бесплатной юридической помощи во избежание затягивания данного процесса, поскольку подчас сложные жизненные ситуации, в которых оказываются граждане, требуют принятия своевременного решения.
Статью 4 проекта предлагаем дополнить пунктом 3 и 4, которые предусматривают исчерпывающие основания для отказа в оказании гражданину бесплатной юридической помощи во избежание получения гражданином необоснованного отказа:
«3. В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, в случаях:
а) гражданин не представил документы, предусмотренные статьей 3 настоящего Закона;
б) из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в Кировской области;
в) гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной настоящим Законом».
На основании вышеизложенного, Общественная палата Кировской области считает возможным поддержать данный законопроект, с учетом доработки вышеуказанных норм.



Секретарь
Общественной палаты
Кировской области                                Т.А.Мамедов

Вернуться в список

© 2010-2024 Кировское областное государственное казенное учреждение «Аппарат Общественной палаты Кировской области»
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на opko43.ru обязательна